Примерное время чтения: 8 минут
828

«Зеленоглазая» рулетка. Почему небезопасны омские такси?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Омске № 36 02/09/2020

Поездка в такси в Омске всё чаще превращается в игру в рулетку – то подрезает таксист, то в «шашечки» играет, то на моргающий жёлтый промчится, то помеху справа не заметит.

И каждый день соцсети пополняются фотографиями ДТП, в которых виновником была машина  популярных агрегаторов. А сколько ещё их ездит по городу вообще без всяких «шашечек»? Вызовешь такси, приезжает автомобиль без опознавательных знаков. И если на таком попал в ДТП, агрегатор тут же открещивается – не его это автомобиль, он всего лишь предоставляет этому водителю некие «информационные услуги», Разумеется, за деньги. А уж что водитель с этой так сказать информацией делает, агрегатора не интересует. Может, он ради развлечения читает адреса, на которые машина требуется.

Водитель - неадекват

А вторая сторона медали? «Водитель чуть не уснул за рулём, ему за сутки надо отработать определённое количество заказов, чтобы скидку получить», «водитель явно неадекватный, показалось, что пьян», «водитель обкуренный, что ли» - и такими сообщениями постоянно пополняются омские паблики.

Так и хочется в комментариях написать – ребята, а чего вы с такими водителями едете, ещё и немалые деньги отдаёте? Ведь это может быть и дорога в один конец. Вспомним недавнюю трагедию на Левобережье Омска – правоохранители не могут утверждать, что водитель оказывал услуги такси, вполне возможно, что на этом автомобиле он ехал по личной надобности, но факт остаётся: машина была с наклейками такси, и авария унесла три совсем молодые жизни самого водителя и его двух пассажирок.

Омичи справедливо возмущаются, что ценники на поездку взлетели, ценообразование стало вообще непонятным (раньше только от расстояния зависело, а теперь ещё и от спроса), а гарантии, что доберешься до места назначения целым и невредимым, нет никакой. Кто же в итоге должен навести порядок во всей этой сфере? Мы задали вопросы в два ведомства, которые, на наш взгляд, непосредственно этим и занимаются: региональный минтранс (он выдаёт лицензии) и управление ГИБДД.

Стаж – три года

Итак, в министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства региона нам подтвердили, что, действительно, выдают разрешения на перевозку пассажиров и багажа в качестве такси, причём получить этот документ может как юрлицо, так и индивидуальный предприниматель, но исключительно по одному документу на каждую машину.

При этом существуют строгие и вполне объяснимые требования: водитель должен иметь стаж не мнее трёх лет и обязательно проходить предрейсовый медосмотр. Машина тоже должна проходить контроль технического состояния перед выездом в линию, а также регулярный техосмотр и ремонт. В общем, если кто помнит советское время, - это классический таксопарк. А вот кто верит, что это на самом деле происходит? Наверное, немногие.

Теперь о цифрах: официально в регионе всего лишь 2500 автомобилей такси, и за последние семь месяцев министерство выдало 468 разрешений. Кто-нибудь верит в такие цифры? Как обычно, надо умножать на пять, чтобы иметь реальную картину. Но остальные-то нелегальные! Что это значит? В случае аварии ответственности не несут, налоги в казну не платят, работают с «чёрными» деньгами.

Как с «газельками»

Ровно такая же ситуация, как раньше была с маршрутками. Почему фактически на таком же рынке перевозок удалось навести порядок, а здесь его нет? Спросили об этом в управлении ГИБДД, хотя понимали – сотрудник в погонах может наказать только за нарушение Правил дорожного движения, а вот куда и по каким делам едет автомобиль, кого и зачем везёт (если, конечно, нет ориентировки, что подозревается в совершении преступления или разыскивается) – это уже дело не полиции. Да и отнекиваться такие водители научились легко: везу друзей без всяких денег, а что машина оклеена – так это просто реклама. И «друзья», сидящие в машине, в 90% случаев это подтвердят, ведь они же спешат, а тут их злой сотрудник ГИБДД остановил. А чем им самим же грозит езда на автомобиле, неизвестно в каком техническом состоянии находящемся, И кто сидит за рулём, люди не думают. Может быть, поэтому статистика ГИБДД не столь страшна, как может показаться по сообщениями из соцсетей.

«Только за семь месяцев этого года в регионе произошло 19 дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей такси, в которых 24 человека получили ранения различной степени тяжести, - говорит начальник УГИБДД УМВД России по Омской области Сергей Картавенко. – Сотрудники ГИБДД регулярно проверяют машины такси, в июле проводилась специальная оперативно-профилактическая операция «Такси», в которой были задействованы и другие подразделения полиции. В результате выявлено 739 нарушений ПДД, из них шесть водителей такси задержаны за езду в пьяном виде (!!!), ещё четверо отказались от освидетельствования (читай, тоже были пьяны. – Ред.). Трое сидели за рулём такси, будучи лишены прав (вполне возможно, за ту же пьянку за рулём. – Ред.)».

Аварии с участием таксистов происходят регулярно.
Аварии с участием машин такси происходят регулярно. Фото: Госавтоинспекция Омской области

Что уж говорить о таких «мелочах», как технические неисправности автомобилей (14), затонированные не по правилам авто (34), проезд на красный сигнал светофора (15), не пристёгнутые ремнями безопасности (197). Полицейские отправили на штрафстоянку восемь автомобилей.

При этом, напомним, сотрудник ГИБДД не имеет полномочий задерживать владельца за, например, незаконную предпринимательскую деятельность – это уже подведомственность других структур. Помните, как было в период борьбы с нелегальными маршрутными такси? Работала целая группа из полицейских, мэрии, налоговой, минтранса и т.д. И сейчас только с помощью такого массового межведомственного взаимодействия можно навести порядок.

Стол переговоров

Кажется, это начали понимать в городской администрации, где недавно состоялась рабочая встреча,  посвящённая проблеме нелегальных пассажирских перевозок, где участвовали представители крупнейших федеральных компаний-агрегаторов такси и таксопарков, их омские коллеги, руководители УМВД России по городу Омску, департамента транспорта и департамента общественной безопасности администрации.

Прозвучали интересные цифры: ежедневно по омским улицах курсируют около 10 тысяч автомобилей, и всего 2,5 тысячи водителей этих автомобилей имеют полный пакет разрешительных документов на официальную работу в этой сфере. Остальные 7,5 тысяч нигде не зарегистрированы, не имеют разрешений, не платят налоги, никак не фиксируют свой рабочий график и не несут никакой формальной ответственности за жизнь и здоровье людей в салоне.

Таксисты должны проходить медосмотры перед работой.
Для таксистов планируют установить новые правила работы. Фото: pixabay.com/ pixabay.com

Итоги первой встречи нельзя назвать положительными – понятно, что агрегаторы брать на себя ответственность не желают. Но в мэрии настаивают на новых встречах и возможном компромиссе.

«Мы готовы создать условия для того, чтобы сервисы онлайн-заказа такси больше требований предъявляли при регистрации в них водителей. Да, де- юре они перевозчиками не являются, но де-факто именно они сегодня регулируют рынок. И иного пути, кроме как вводить более жёсткие рамки для водителей при регистрации в сервисе, мы не видим. Не скажу, что это нашло понимание, но мы настаиваем на требованиях по наведению порядка в этом сегменте рынка, - сообщил вице-мэр Олег Заремба. - Мы предложили участникам рынка обозначить те условия, которые, на их взгляд, обеспечат максимально комфортное вхождение в легальную зону, чтобы это можно было сделать быстро и без лишних затрат. Условия при этом будут равными для всех».

Ну а пока власть и бизнес пытаются договориться, пассажирам остаётся пользоваться услугами такси на свой страх и риск. В ГИБДД советуют: если водитель такси ведёт себя неадекватно, даже выйдя из машины, наберите 02 либо 79-35-04, напишите в официальных соцсетях ГИБДД. Патрулям передадут команду остановить и проверить водителя. Этим вы, возможно, спасёте чьи-то жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах