Окружную дорогу постоянно и бурно обсуждали на протяжении всего срока её строительства. Работы прерывались, менялся генподрядчик, менялись сроки сдачи, и менялись материалы, из которых строилось её основание. Омичи постоянно выражали недовольство качеством работ, выкладывали в сеть видео и фотоматериалы.
Работы на объекте заканчивали уже в холода. Но, так или иначе, по дороге всё же поехал транспорт. И как заявляют эксперты, город удалось разгрузить существенно (а это и было целью постройки) – 4, а то и 5 тысяч транспортных средств в Омск не заезжают и не портят наши и без того испорченные дороги.
И вот спустя два месяца выясняется, что инспекторы Сибирского управления Ростехнадзора провели плановую проверку в отношении Управления дорожного хозяйства Омской области и выявили нарушения норм и правил в области градостроительного законодательства.
Оказалось, материалы, заявленные в проекте по окружной дороге, не соответствуют тем, что использовались при строительстве. При этом, как утверждают специалисты регионального минстроя, о некачественно построенной дороге речи не идёт - предстоит работа только с документацией. Среди нарушений несоответствие конструкции дорожной одежды требованиям проектной документации.
Сменили одежду с подрядчиком
«Дорога соответствует всем нормативным показателям, а все строительные работы выполнены согласно проектно-сметной документации. Строительный контроль осуществлял СоюздорНИИ, генеральный директор которого – заслуженный дорожник РФ. Также проводились лабораторные испытания, - рассказывает Александр Фрикель, заместитель министра строительства и ЖКК Омской области. - Если говорить о замечаниях, то первое - конструкция дорожной одежды не соответствует проекту. Я объясню: при разработке документации просчитывались восемь конструкций дорожной одежды. В ходе строительства первым генподрядчиком – «Мостовиком» - было предложено перейти на дискретные материалы. После смены «Мостовика» на ДРСУ-6 принято решение перейти на изначально утверждённое основание. Но 3,7 км основания уже было построено из щебня».
Вторая претензия со стороны Ростехнадзора - водопропускные железобетонные трубы транспортной развязки выполнены в нарушение требований проекта. Дорожники пояснили, что в проекте действительно были заложены железобетонные трубы, которые на деле заменили на трубы из гофрированного металла. При этом диаметр железобетонных - 1,2 метра, а металлических – 1,5 метра, то есть по сути нормативные показатели не были уменьшены.
Объект оценивали пять групп специалистов: заказчик со своими квалифицированным персоналом и современными приборами; подрядчик; проектировщик осуществлял авторский надзор; стройнадзор вообще работал 24 часа в сутки – замеряли, нюхали, испытывали; а также Росдортехнологии.
«Ростехнадзор ни в одном предписании не сказал, что что-то выполнено некачественно. Сказали о несоответствии проекту. Одежда выбрана не та, которая прошла главгосэкспертизу. Вот документами для неё мы сейчас и занимаемся, - говорит Валерий Никитюк, директор Управления дорожного хозяйства. - Ростехнадзор смотрит проект, а проект – это расчётная вещь. Мы имеем по факту продукт - готовую дорогу. Есть результаты испытаний, сделана диагностика. Объект оценивали пять групп специалистов: заказчик со своими квалифицированным персоналом и современными приборами; подрядчик; проектировщик осуществлял авторский надзор; стройнадзор вообще работал 24 часа в сутки – замеряли, нюхали, испытывали; а также Росдортехнологии».
Штрафы и гарантии
Не соглашаются дорожники и ещё с одним замечанием - укладка асфальтобетонной смеси производилась при отрицательных температурах (ниже минус 5 градусов). По их мнению, при соблюдении определённой технологии в такую погоду это делать можно, если соблюдать три главных условия - выдерживать правильную температуру выпуска, укладки и уплотнения. Качество дороги определяется по результатам проб, а они – в порядке. Высказался и представитель организации, выполнившей независимую диагностику участка дороги – определяли прочность дорожной одежды.
«Работы производились в осенний период. При этом осенний и весенний период считаются неблагополучными. Однако модуль упругости соответствует запроектированному с запасом 10%, - рассказывает Сергей Игнатенко, гендиректор ООО «Сибирь-регион».
Кроме того, недостатки, которые могут «всплыть» в течение нескольких лет подрядчик будет устранять за собственный счёт. Так, на земельное полотно гарантийный срок - 8 лет, на основание - 6 лет и на дорожную одежду - 4 года. На контроль объектов дорожники всегда выезжают весной.
В отношении Управления дорожного хозяйства Сибирское управление Ростехнадзора вынесло постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей. Дорожники подали в суд на Ростехнадзор в конце прошлого года, сейчас идёт разбирательство по поводу штрафов. При этом, по словам Никитюка, часть одного штрафа уже «удалось высудить».
Пресс-служба Сибирского управления Ростехнадзора также сообщила, что и ДРСУ-6 по решению суда привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. Однако Олег Власов, директор дорожного ремонтно-строительного управления заявил, что о штрафе ничего не знает.
В будущем, кроме согласования документации, планируется и проведение диагностики совместно с представителями Ростехнологий. А пока по окружной дороге спокойно курсируют автомобили – несмотря на замечания, перекрывать её никто и не собирался.