По мнению экспертов, подготовка профессионалов для сферы ЖКХ - задача не местечковая, а по-настоящему государственная. Сфера ЖКХ в силу коренных преобразований, происходящих в отрасли в последнее время, нуждается в новых кадрах как никакая другая. Необходимо заново выстроить вертикаль подготовки от рабочих профессий до руководящего состава. Примерно так готовили в советское время, когда на обучение выделялись бюджетные средства. В постперестроечный период централизованная подготовка исчезла. Кадры, подготовленные 20 лет назад, остались, но их крайне мало, и они по праву являются золотым фондом ЖКХ.
Отражение негатива
Проблема в притоке молодых перспективных кадров заключается в неоднозначном отношении к отрасли ЖКХ. Сформировано мнение, что эта отрасль коррумпирована, непрогрессивна и т. д. В итоге толковая молодёжь предпочитает обходить её стороной, и зачастую сюда попадают те выпускники учебных заведений, которые больше никуда не смогли устроиться.
При этом напомним, что жизнеспособная система, при которой управляющие компании смогут достойно работать, строится по принципу: 30% - молодёжь, 30% - люди среднего возраста, уже обладающие определёнными профессиональными навыками, и 40% - это опытные кадры, которые стоят в авангарде компании и передают свой опыт и знания молодым. Далеко не каждая УК может похвастаться таким соотношением кадрового состава. А это значит, что лет через 10-15 эта сфера будет испытывать острый дефицит кадров, который не замедлит отразиться на состоянии жилого фонда.
Кроме того, молодёжь откровенно пугают проблемы, с которыми сталкивается жилищно-коммунальный комплекс. Среди наиболее серьёзных эксперты называют высокий износ жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, неэффективное тарифное регулирование в сфере ЖКХ, низкий уровень инвестиций в коммунальное хозяйство, низкую энергоэффективность и использование устаревших технологий, сложность и запутанность систем управления сферой ЖКХ, в том числе недостаточную ответственность и прозрачность работы управляющих компаний. Разумеется, быстро эти проблемы не решить, поэтому молодые кадры с ними столкнутся.
Я - собственник
35% владельцев жилья до сих пор не осознали себя собственниками в широком смысле этого слова. Они, как в советские времена, рассчитывают, что придёт «кто-то» и сделает «что-то» совершенно бесплатно. Отсутствие грамотной инициативы существенно затрудняет работу УК. Поэтому в первую очередь реформа ЖКХ была направлена на изменение сознания собственников. Да, сегодня много говорится о том, что приватизация жилья была проведена с ошибками, и не каждый бы согласился стать собственником, объективно понимая, какую полученный статус предполагает нагрузку, в первую очередь - финансовую. Если государственные органы участвуют в софинансировании капитального ремонта, то текущий лежит полностью на плечах собственников. Однако обстоятельства изменить не представляется возможным. Поэтому важно, чтобы собственники знали свои права. По мнению экспертов рынка, число жалоб сократилось бы процентов на 50, если бы жильцы не просто заглянули в Жилищный кодекс, а изучили бы его.
Сегодня защита требуется как собственникам, так и УК, потому что эффективного инструмента воздействия на недобросовестных собственников до сих пор нет. В итоге за должников вынуждены расплачиваться все остальные жильцы, которые честно выполняют перед УК свои обязательства.
Решение этих проблем должно быть инициировано на государственном уровне. Недаром президент Дмитрий Медведев потребовал от губернаторов представить детальные отчёты о том, что делается в сфере ЖКХ в их регионах. Спустя несколько дней, изучив результаты выполнения его поручений, он принял решение о продлении работы Фонда по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2013 года.