Однако есть люди, для которых безбарьерная среда - это возможность жить полноценной жизнью, несмотря на то, что жизнь эта по большей части проходит в инвалидном кресле. Мы решили выяснить, насколько «просто» быть не таким, как все, в большом городе. Основные участники эксперимента - два журналиста и инвалидная коляска.
Порог как преграда
Вот она стоит - блестит колёсами. Принцип действия прост до безобразия - крути колёса руками и катись. На деле всё оказалось гораздо сложнее. В обычной «двушке» на коляске сильно не разгонишься. Чтобы катить самоё себя, надо иметь недюжинную силу в руках. Даже короткий путь из кухни в спальню - испытание: натыкаешься на углы и мебель, а дверной порог - преграда, практически непреодолимая. От собственного бессилия хочется плакать, потом где-то в глубине души просыпается злоба: неужели не смогу?! Дикими скачками пытаюсь перепрыгнуть порог передними колёсами - не выходит. Коляска заваливается на бок, я вместе с ней. Больно. Обидно. Понимая, что без элементарных навыков на улице делать нечего, повторяю свой «эквилибристский» номер - результат тот же. Только спустя два часа с одним коротким перерывом я начинаю более-менее сносно передвигаться по квартире. Порог так и остался недоступной высотой.
В подъезде вообще без посторонней помощи делать нечего. Во-первых, чтобы протиснуться в лифт, надо быть как минимум безруким - коляска по ширине примерно такая же, как лифтовая кабина, - значит, крутить колёса нет никакой возможности; во-вторых, никаких пандусов в помине нет - хотя в доме есть настоящие колясочники.
Пол не пачкайте
Для «променада» приходится приглашать коллегу. Даже ему, парню совсем не субтильному, с трудом удаётся транспортировать мою тушку на улицу. Тут свои приключения: ямы и лужи на асфальте - реальная угроза быть опрокинутым. Ни в какое приличное место тебя на грязной коляске не пустят. В магазине рядом с домом пандус есть, но охранник сразу предложил коллеге самостоятельно сделать покупки, мол, нечего здесь грязь разводить. Когда колёса были вытерты, охранник смилостивился и пропустил нас, но тут новое ограничение: между стеллажами с товарами недостаточно места для манёвров на коляске. Не успели мы заехать и повернуть за угол, как с полок всё посыпалось. Итог: нас вежливо попросили удалиться.
Но и это не так-то просто сделать. В рамку кассы попасть сложнее, чем в лунку шариком для гольфа. Может, к управлению надо приноровиться, но только проявив недюжинную меткость, мы всё же смогли протиснуться между лентой конвейера и стеллажами с жевательной резинкой.
Когда пришлось спускаться по пандусу, мы с коллегой почувствовали себя участниками проекта «Жестокие игры». Капель и утренние заморозки украсили металлическую конструкцию спуска ледяной корочкой и внушительных размеров подтаивающей лужицей. Если подъём мы ещё смогли осилить, то ускорение падения заставило собраться и использовать все физические силы, чтобы вдвоём удержать коляску.
В результате нашей поездки стало понятно, что на коляске реально передвигаться может лишь физически развитый человек с крепкими нервами. Да и то только с посторонней помощью.