Примерное время чтения: 8 минут
90

Публику надо удивлять. Как в Омске кларнетист стал дирижёром оркестра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Омске № 30 24/07/2024
Григорий Вевер встал за дирижёрский пульт в 2019 году.
Григорий Вевер встал за дирижёрский пульт в 2019 году. Омская филармония

Главному дирижёру Омского камерного оркестра Григорию Веверу на XVII съезде Союза концертных организаций России вручена благодарность за большой вклад в развитие академического музыкального искусства.

Он встал за дирижёрский пульт в 2019 году, сейчас его называют талантливым пропагандистом музыки.

О специфике и сложностях своей работы, планах на сезон, грядущем юбилее Омской филармонии Вевер рассказал «АиФ в Омске».

Дело случая

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: - Григорий Константинович, как вы стали дирижёром? И как вообще появились в Омске?

Григорий Вевер:- Омский симфонический оркестр объявлял конкурс на место первого кларнета, я приехал показаться - меня взяли. Это был юбилей коллектива, поэтому выделили ставки солистов, а я как раз оканчивал консерваторию в Новосибирске. Было два тура, нужно было показать сольную программу и сыграть с оркестром. Думал тогда, что на год приехал в Омск - опыта набраться, и вот уже столько лет живу и работаю здесь.

- Какой был тогда оркестр? Уровень его можете оценить?

- Прекрасный оркестр с хорошими традициями и опытными музыкантами, с потрясающим звучанием и репертуаром. Когда я приехал, был самым молодым в коллективе. Правда, это длилось недолго, но после Новосибирска резко бросилось в глаза, что оркестр был возрастным. Сейчас ситуация поменялась.

Омский камерный оркестр.
Омский камерный оркестр. Фото: Омская филармония

- За дирижёрский пульт встали только в Омске?

- Дирижирование началось ещё в консерватории, но я тогда был увлечён кларнетом. В Омском симфоническом главный дирижёр Дмитрий Васильев поручал иногда проводить групповые репетиции. Как-то ко мне в гости приехал мой профессор, посидел на репетиции и сказал: «Ну что ты маешься, поезжай поступать на дирижёрский факультет». Это стало для меня решающим. В 2017 году я был назначен дирижёром симфонического оркестра, в 2019-м - главным дирижёром Омского камерного оркестра.

- Кстати, вы с палочкой руководите оркестром или без?

- Иногда с палочкой, иногда выхожу без неё. Считаю это абсолютно неважным, это не имеет значения. Палочка нужна для больших коллективов, чтобы её издалека было видно и большой состав исполнителей с лёгкостью мог считывать эти движения.

На сцене Концертного зала.
На сцене Концертного зала. Фото: Омская филармония

От баяна до кларнета

- А как вообще стали заниматься музыкой?

- Совершенно случайно: музыкальная школа находилась в том же здании, что и средняя. Кто-то из родителей моих одноклассников спросил мою маму, записала ли она меня в музыкальную школу. И тут же меня записали. Спросили, какой инструмент я хотел бы освоить, дома был только баян, отец когда-то играл. Так что я учился в музыкалке по классу баяна. Инструмент мне не нравился, но музыкой заниматься хотелось. Посоветовали обратить внимание на духовые инструменты, ещё не поздно было начать. И я выбрал кларнет.

- Можете назвать самый продолжительный концерт, которым вы дирижировали?

- В камерном оркестре стараюсь не делать каких-то длинных концертов - устают и публика, и музыканты. Понятно:  чем больше объём, тем сложнее этого добиться, а хочется, чтобы публика после концерта приходила ещё. Самый длинный, помню, был часа три, но концерты к профессиональным праздникам могут был и длиннее - когда концертные номера перемежаются с мультимедиа и награждениями.

Талантливый пропагандист музыки.
Талантливый пропагандист музыки. Фото: Омская филармония

Выезжать за пределы области

- Как вы планируете следующий сезон? Может, он будет посвящён какой-то теме?

- Он для филармонии станет юбилейным, так что будут не абонементные концерты, этому посвящённые. Сейчас мы выходим в августе, а в сентябре уже утверждаем абонементы через сезон. Зимой 2025 года они уже будут в продаже.

- Сейчас зритель привередливый, ему нужно сразу несколько источников: и видео, и аудио. Вы это учитываете?

- Публика избалована, её надо всё время удивлять. Мы играем красивую музыку, но дополняем её мультимедийными эффектами. Кому-то этот визуал помогает воспринимать музыку, кого-то он раздражает.

У нас был абонемент с историей о Ван Гоге, рассказанной в письмах и музыке. Получилась прекрасная программа. Один из концертов был посвящён шедевру русской живописи - картине «Явление Христа народу» Иванова.

«Дворцовые тайны» - программа, где ведущим инструментом стал клавесин. Мы возили его в Екатеринбург на «Безумные дни» - это такой музыкальный фестиваль, его принцип: дешёвые билеты и короткие, в одно отделение, концерты нон-стоп с утра до вечера на разных площадках. Зритель действительно может сойти с ума, чтобы везде успеть.

Омский камерный-постоянный участник Симфопарка.
Омский камерный-постоянный участник Симфопарка. Фото: Омская филармония

- А куда ещё ездили с камерным оркестром?

- Последние 30 лет Омский камерный оркестр вообще границы Омской области не пересекал. Но нам удалось ситуацию переломить. Сначала побывали на этом фестивале в Екатеринбурге. Потом ездили на фестиваль симфонических камерных оркестров в Ташкент. Выступали в Москве на площадке ВДНХ, когда презентовали Омскую область на выставке «Россия». У нас есть программа с DJ Svat, мы исполняли фрагменты из неё.

Этой зимой едем опять в Екатеринбург на гастроли по приглашению Свердловской филармонии. Пригласила нас ещё Пермь. На стадии переговоров Казахстан и снова Узбекистан.

- Перемещение симфонического оркестра, пусть и камерного, это сложная процедура?

- Камерный оркестр достаточно мобилен, нас всего 23-24 человека. Самый большой инструмент - виолончель, на него тоже покупается билет. На струнные инструменты,   скрипку, смычок, требуется паспорт.

- А нельзя приехать в другой город и там взять инструменты? У принимающей стороны?

- У нас не возят инструменты только контрабасисты. Они счастливые люди. Едут лишь со смычками.

- Вы известны в Омске совсем не академической публике как аранжировщик, создавший партитуру «СимфоОбороны». Поклонники Летова стали после этого ходить в филармонию?

- Есть даже статистика: они раз послушали «Гражданскую оборону» в симфоническом исполнении и стали ходить на наши концерты постоянно. Некоторые, кстати, тогда впервые в жизни пришли в филармонию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах