Дорога, ведущая из Омска в районный центр Русская Поляна, была построена в 80-е годы прошлого века. Вдоль неё находится много мелких поселений, вырос дачный массив, да и граница с Казахстаном недалеко - трасса активно используется дачниками, жителями района и дальнобойщиками. В результате интенсивного движения быстро появились выбоины, трещины, колеи. Асфальт разбили настолько, что была не езда, а фигурное вождение автомобиля.
Обращений в региональный минстрой за годы эксплуатации этой трассы скопилось очень много. Конечно, делали ямочный ремонт, заливали трещины, но этих мер было недостаточно. Дорога разваливалась.
«Кусочный» ремонт
С 2013 года вопрос ремонта трассы стал не просто важным, а жизненно необходимым. Как рассказал начальник управления дорожного комплекса регионального минстроя Дмитрий Христолюбов, в тот год было решено заменить дорожное покрытие на участке от поста ГИБДД до границы города Омска. Ежегодно ремонтировался какой-то определённый участок дороги, насколько хватало финансирования.
В 2018 году очередь дошла до отрезка трассы с 20 по 35 километр. Он вошёл в перечень дорог по программе «Безопасные и качественные дороги» как один из самых «убитых». За его реанимацию взялась компания «Омскавтодор», потратив на это четыре месяца и 186 млн рублей. Как рассказал главный инженер компании-подрядчика Антон Глебов, работы начались в мае. Планировали усиление основания дороги, замену дорожного покрытия общей площадью 117 тысяч кв. м, обустройство заездных карманов и посадочных площадок, а также отсыпку обочин, установку знаков, сигнальных столбиков и светофоров типа Т.7, нанесение разметки.
Тотальный контроль
За качеством работ на каждом этапе следили специалисты контролирующих организаций и представители народного контроля. Начальник отдела ремонта и эксплуатации автодорог управления дорожного хозяйства Сергей Коваленко и преподаватель СибАДИ, член общественного совета Александр Лыткин проинспектировали сданный участок трассы.
«Покрытие выше всяких похвал - с хорошими плотностью и сцеплением; примыкания выполнены без нареканий. Даже если пойдёт дождь, на этой дороге не будет луж - вода стечёт по уклонам. По правилам, покрытие должно быть с поперечными уклонами 20 промиль, а обочины - 40 промиль, - рассказал Александр Лыткин. - Во время дождя вода не будет задерживаться, создавая эффект аквапланирования, и у машины риск оторваться от покрытия и улететь в кювет будет сведён к минимуму».
На остановках положено покрытие, которое обеспечивает долговечность и комфортность нахождения на нём. Если стоять на шпильках, то они не проткнут асфальт. Всё по нормативам.
«Дорога сделана качественно, с соблюдением требований ГОСТа», - резюмировал Сергей Коваленко.
Одной из острых проблем является поддержание дорог в нормативном состоянии - слишком быстро они изнашиваются. По словам Александра Лыткина, причина плачевного вида дорог - недофинансирование. Надо изыскивать средства и вовремя выполнять санацию, которая всё-таки менее затратна, чем ремонт.
Участок дороги Омск - Русская Поляна в течение четырёх лет будет содержать компания «Омскавтодор», согласно гарантийным обязательствам. А что будет дальше?
«Поддержание дорог в нормативном состоянии - это задача субъекта, который должен выполнять работы за счёт собственных средств, - пояснил Дмитрий Христолюбов. - А субъектами являются городские и региональные власти».
Контракт жизненного цикла
На Западе широко применяется контракт жизненного цикла (КЖЦ), который подразумевает, что подрядчик выполнил ремонт, и он же содержит эту дорогу 20-25 лет, а не четыре года, как делается в России. У него есть прямая заинтересованность в качественном выполнении работы, поскольку он тогда сэкономит на ремонте и получит деньги на поддержание дороги в нормативном состоянии. Да и заказчику это выгодно, поскольку тот ничем не рискует.
По мнению Александра Лыткина, России пора переходить на такие контракты, иначе регионы разорятся на ремонте. Но сроки перехода на КЖЦ весьма туманны, так как для новой системы нормативной базы попросту нет.