В конце 20-х годов XX века на омских улицах было достаточно оживлённо - шло насыщение гужевым и автомобильным транспортом. Объём работы милиции по обеспечению безопасности движения возрастал, а специализированной службы по надзору за дорогой ещё не было.
О некоторых вехах формирования дорожной инспекции, создание которой отмечается с 3 июля 1936 года, рассказывают архивы музея Культурного центра УМВД России по Омской области - экспонаты, документы, публикации и книжные сборники с воспоминаниями стражей дорог разных лет.
О правилах и регулировке
В 20-х годах прошлого века обеспечением безопасности движения транспорта занимались работники милиции в общеустановленном порядке. Например, постовым милиционерам вручались жезлы, которыми они регулировали движение.
Из-за увеличения машин на дорогах в ноябре 1929 года постановлением Омского городского Совета были введены определённые правила движения: ограничивалась скорость для легковых автомобилей - в пределах 20 километров в час, для грузовых - в пределах 13-ти (тихий ужас для сегодняшних водителей!). Для гужевого транспорта предписывалось «ехать шагом» там, где движение стеснено, а на перекрёстках сдерживать лошадей и уступать дорогу обозам.
Со временем, конечно, Правила дорожного движения стали едиными для всех регионов. Их нарушение ничто не могло оправдать. Даже война. Об этом сохранились воспоминания легенды омской ГАИ З. И. Лисовской, возглавлявшей службу с 1941 по 1947 год:
«Командиры формирующихся воинских частей нередко допускали к управлению лиц, не имеющих прав, и сотрудники ГАИ вынуждены были их останавливать. Мне приходилось решать конфликты с армейскими командирами, которые пытались доказать, что тыл - это тот же фронт, и ГАИ не имеет права задерживать воинские автомобили. А я добивалась соблюдения Правил, иначе - хаос на дорогах, аварии и ещё более длительные задержки транспортных потоков», - вспоминала Зинаида Ивановна.
В послевоенное время на помощь сотрудникам ГАИ в организации движения в областном центре пришёл подвесной светофор. В 1950 году он появился на перекрестке улиц Ленина и Партизанской. Сигнал на движение транспорта подавал сам регулировщик, переключая рычаги на установке. Верхняя секция того первого светофора теперь выставлена в музейной экспозиции ГАИ-ГИБДД - представляет собой конструкцию, спаянную из кусков железа с находящимися внутри лампами накаливания под цветными плёнками. Этот раритетный экспонат появился в 1977 году, его принесли со склада «Омскгорсвета».
Товарищеские суды и партийная поддержка
Пьяных водителей во все времена, увы, встречалось немало. В 1980-е годы в борьбе с ними активно использовались товарищеские суды. По словам И. А. Курина, в то время начальника Большереченской ГАИ, такие суды играли значимую роль.
«В состав суда входили авторитетные руководители хозяйств, а председательствовал начальник РОВД. Некоторые нарушители, раз побывав на суде, старались второго раза не допустить. После распада СССР это направление исчезло, и мы почувствовали расслабленность участников дорожного движения.
Стало больше пьяных за рулём. Особенно в годы перестройки: в месяц до 500 нетрезвых нарушителей выявляли - чаще среди водителей грузовиков, - рассказывал Иван Алексеевич. - «Рассыпуха», так называли вино в столовых, прямо манила водителей: едут из города, «заправятся» вином в селе Красный Яр по дороге, и время веселее проходит. Хорошо, когда без происшествий. С пьяной ездой боролись всеми силами. Как и за безопасность на дорогах в целом».
А в Оконешниковском районе по инициативе ГАИ при райкоме партии в этот период был создан координационный совет по безопасности дорожного движения во главе со вторым секретарём. На заседание прибывали исключительно руководители предприятий. Решение координационного совета являлось обязательным к исполнению, ответственность нёс непосредственно руководитель предприятия. Партийная поддержка - мощная сила. Удалось добиться серьёзного снижение аварийности. За успехи подразделению был вручен мотоцикл «Урал».
Высокие персоны и паломники
У службы автоинспекции были не только будничные дела, но и специальные.
О специальных можно узнать из воспоминаний руководителя отдела облГАИ 60-х годов Валерия Ушакова. Ему «приходилось встречать разных именитых гостей: президента Югославии Иосипа Броз Тито, певицу Людмилу Зыкину - все проходило по высшему разряду, с эскортами мотоциклистов и автомобилей».
В музее сохранилась фотография сопровождения, но разглядеть личность гостя в машине невозможно. Вполне допустимо, что там запечатлён и Броз Тито, приезжавший с официальным визитом в 1965 году (с Омском его связывали и революционные события - участие в Красной гвардии, и личные - встретил здесь первую жену. - Ред.).
Примечательно, что высокие гости доезжали и до дальних районов области. Довелось встречать таковых автоинспекторам Муромцевского района в 90-е годы. Тогда ученица индийского гуру приехала в деревню Окунево искать месторождение древнего храма индийского бога, и территория вблизи деревни стала культовым местом.
Потекли паломники. Целые делегации, среди них был, по слухам, даже шейх из Арабских Эмиратов. Отправлялись и на Пять озёр (три из них в Муромцевском районе), о которых ходили легенды, что связаны подземной рекой и обладают целительными свойствами. Сотрудникам Госавтоинспекции работы добавилось значительно: все делегации они сопровождали к знаковым местам. Но были и плюсы от такого сопровождения - отделу выделили автомобиль ВАЗ-2101 - «копейку».
К слову, технический момент в работе автоинспекторов - половина успеха в выполнении задач. К служебным «Москвичам», «Жигулям» и «Уралам» в начале 90-х добавился автомобиль «Вольво». Д. Д. Шевченко как руководитель ГАИ Омской области специально ездил за иномарками на завод в Швецию. Позже рассказывал, как выбирал нужные характеристики транспорта.
«Необходима машина для работы автоинспекции, адаптированная к суровому сибирскому климату. К требованиям прислушались, и «Вольво» поступили в наш автопарк. Надёжные шведские седаны оставались в строю почти 30 лет», - вспоминал Данила Данилович.
…Новый век - новые цифровые реалии. И несравнимые с прошлым успехи. Но были бы они без опыта прошлого, без сохранения традиций преемственности? Вопрос, понятно, риторический.