«Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года», - это начало эпилога романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Писатель пишет об Омске. В его судьбе город на Иртыше стал столь же значимым, что и столичные Москва и Санкт-Петербург. В Москве он родился, в Петербурге умер, в Омске же состоялось его становление, как писателя.
11 ноября 1821 года родился Фёдор Михайлович Достоевский
Омский период у Достоевского продлился всего четыре года – с 1850 по 1854 гг. Его осудили за участие в демократическом кружке Петрашевского. Был дворянином, отставным офицером. В документах, рассказывающих о пребывании на каторге, Достоевский значится как чернорабочий, который «грамоте знает». Ещё на Семеновском плацу он был лишён всех прав.
Его голова была наполовину обрита, его ноги были закованы в кандалы. Снимать их было категорически запрещено. Так всё время пребывания на каторге Достоевский носил на себе 5-килограмовые железные прутья. Работал на кирпичном заводе, толок алебастр, трудился в инженерной мастерской. Разгребал снег на омских улицах. О том, как выглядел в то время Фёдор Михайлович, можно прочесть в воспоминаниях его современников. Литературный музей им. Ф.М. Достоевского в преддверии 2021 года на своём сайте открыл такую рубрику. Вот как описывает писателя Пётр Кузьмич Мартьянов (1827- 1899) - автор мемуарно-исторических книг. С Достоевским на каторгу в Омск прибыл Сергей Фёдорович Дуров, тоже из числа кружковцев.
Самую жуткую трагедию писатель пережил в январе 1850 года. «Смертная казнь расстрелянием» - так звучал приговор, который Военно-судная комиссия вынесла Достоевскому по «делу петрашевцев». О том, что казнь будет инсценировкой, а арестанты отправятся на каторжные работы, осужденным объявили в самый последний момент.
«Крайне печальное зрелище представляли из себя тогда эти когда-то блестящие петрашевцы. Одетые в общий арестантский наряд, состоявший из серой пополам с черным куртки, с жёлтым на спине тузом, и таковой же мягкой без козырька фуражки - летом и полушубка с наушниками и рукавицами - зимой, закованные в кандалы и громыхающие ими при каждом движении, - по внешности они ничем не отличались от прочих арестантов. Только одно - это ничем и никогда не стирающиеся следы воспитания и образования - выделяло их из массы заключенников. Ф. М. Достоевский имел вид крепкого, приземистого, коренастого рабочего, хорошо выправленного и поставленного военной дисциплиной. Но сознанье безысходной, тяжкой своей доли как будто окаменяло его. Он был неповоротлив, малоподвижен и молчалив. Его бледное, испитое, землистое лицо, испещренное тёмно-красными пятнами, никогда не оживлялось улыбкой, а рот открывался только для отрывистых и коротких ответов по делу или по службе. Шапку он нахлобучивал на лоб до самых бровей, взгляд имел угрюмый, сосредоточенный, неприятный, голову склонял наперед и глаза опускал в землю. Каторга его не любила, но признавала нравственный его авторитет; мрачно, не без ненависти к превосходству, смотрела она на него и молча сторонилась».
В литмузее есть копия картины Константина Померанцева «Праздник Рождества в Мёртвом доме». Эта первая, созданная при жизни писателя иллюстрация к его роману. Изображён на ней один из эпизодов. Арестант по фамилии Газин, огромный и дикий, когда напивался вина, тайком проносимого в каторжные казематы, то шёл убивать таких, как Достоевский. Дворян и офицеров. Но на каторге любое правонарушение вело за собой ужесточение режима, поэтому этого Газина избивали до полусмерти, чтобы только он никого не убил. Человек, сидящий на нарах, фотографически похож писателя. Так что жизнь на каторге была весьма опасной, пока он не стал, что называется, своим. Он много помогал людям, обучал грамоте и однажды принял участие в постановке спектакля.
Читать и писать на каторге запрещалось. Кроме религиозных текстов. Для Фёдора Михайловича спасением было Евангелие, подаренное ещё в Тобольске жёнами декабристов Муравьёва, Аненнкова и Фонвизина. В литмузее есть подобная ей книга. Самые интересные места писатель помечал ногтем. А писать ему помогали госпитальные врачи. Они приносили ему небольшие листочки бумаги, на этих клочках он и записывал всё услышанное. Во всех его романах, написанных после каторги, есть омский след. Например, прототипом Дмитрия Карамазова был подпоручик Дмитрий Ильинский, отбывавший каторгу за убийство отца.
В музее хранится подлинная мебель (угловой диван и круглый стол) из литературного салона Штакеншнейдеров (Санкт-Петербург).
Литературный музей имени Ф.М. Достоевского был открыт 28 января 1983 года. Он расположен в одном из старейших зданий Омска, построенном в 1799 году, для комендантов Омской крепости. В июле 1859 г. в этом доме, в гостях у последнего коменданта Алексея Фёдоровича де Граве, побывал писатель Ф.М. Достоевский. Центральная часть экспозиции музея посвящена его жизни и творчеству. В подвале музея воспроизведена камера Омского острога.
За год до юбилея
В 2021 году музей получит из коллекции Международной конфедерации союза художников 62 произведения искусства. Директор литмузея Виктор Вайнерман рассказал, что все экспонаты - это произведения графики и живописи, которые являются иллюстрациями к произведениям Достоевского.
Совсем скоро пользователям гаджетов станет доступно новое мобильное приложение - «Достоевский. Омск», разработку которого ведет омская IT-компания Effective. Автор идеи - Елена Завьялова, текст озвучивает актер театра «Галёрка» Виталий Маркс. Скачав приложения на телефон, пользователи смогут самостоятельно пройти по маршруту, состоящему из 21 локации. Все они связаны с периодом пребывания писателя в Омске. Кроме того, сейчас литмузей работает над печатным путеводителем. а к концу года посетители музея смогут воспользоваться медиа-гидом на платформе «Артефакт», который позволит узнать об экспонатах много новой интересной информации.
Достоевский и пандемия
Сейчас, в коронавирусную пору, весьма популярным стал сон Раскольникова из романа «Преступление и наказание». Многие увидели в том предсказание грядущего, а сейчас уже свершившегося.
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими…».
Впрочем, этот сон цитируют каждый раз, как только мир сталкивается с очередной «моровой язвой». История человечества - это история эпидемий. Всего сто лет назад была «испанка», в середине 20 века – ВИЧ. Были в этой очереди «свиной» и «птичий» грипп. Сейчас новая напасть – Covid-19. Для пандемии идеальные условия: полная восприимчивость населения, отсутствие адекватных препаратов диагностики и лечения. Вроде найдена вакцина, а, значит, переболеем. И забудем про сон убийцы Раскольникова до следующих времён.