Пенсионеры сейчас освобождены от комиссии при оплате «коммуналки» и пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако это касается только банков.
В редакцию «АиФ в Омске» обратился пенсионер, житель села Юрьевка Павлоградского района Владимир Петрович Кондаков, звонил не жаловаться, а просто поделиться. Платил на почте за газ - 46 руб. по квитанции, а комиссия обошлась в 45 руб. Уже на автомате хотели посоветовать ему платить онлайн, но спохватились и бодро сообщили, что в банках с 1 июля 2024 года комиссию при оплате услуг ЖКХ с пенсионеров не берут. Он грустно хмыкнул: нет в деревне банков, банкоматов и сберкасс. В попытке помочь мы осторожно спросили, может, ему стоит съездить туда, где всё это есть? В райцентр, например. Так это тоже не бесплатно, потратиться на билет нужно туда и обратно.
Нам, жителям больших городов, в офис банка заходить не обязательно, почти всё оплачивается онлайн, и в наличных деньгах мы не нуждаемся. Всё доступно и, если нужно, под рукой. Банки, страховые компании, микрофинансовые организации на каждой остановке - и не по одной. Вся эта инфраструктура так органично вписалась в наш городской быт, что мы её не замечаем. В то время как жители деревень и сёл вынуждены выкручиваться.
Подробности в материале «АиФ в Омске».
Ушли в онлайн
Ещё десять лет назад, в бытность губернатора Виктора Назарова, в Омской области всполошились - Сбербанк стал планомерно сокращать число отделений в сельских поселениях, считая их нерентабельными. И обусловлено это было рядом причин: сложностью с арендой помещений, отвечающих всем требованиям, с охраной, отсутствием стабильной связи и низким потоком клиентов. Установка банкоматов по тем же причинам тоже была невозможна. Власти пытались договориться.
«Мы готовы взять на себя обслуживание помещений и оплату коммунальных услуг», - говорил Виктор Назаров.
Но о закрытии своих отделений Сбербанк сообщал ещё раньше, в 2009 году, взяв курс введения повсеместного онлайн-обслуживания. Финансовая организация надеялась, что власти не будут думать о том, как топить печь в доме, где она расположена, а возьмутся за цифровизацию и проведут интернет во все уголки обширной территории РФ. Ведь закрытие банков - проблема не только Омской области и Сибири, но и всей страны.
В банке обещали тогда, что закроют офис, но готовы потерпеть, когда вся Россия станет цифровой, а в это время запустят специальные банковские автобусы для обслуживания в деревнях своих клиентов. Отделения, как и планировали, закрыли. Но автобусов-банков, или, как их правильно назвать, передвижных пунктов кассовых операций на дорогах Омской области, так и не увидели.
Одна за всех
Проблему с платежами, которые начисляются пенсионерам, помогают решать соцработники. Елена Иванова рассказала, как это происходит.
«Мои бабушки ответственно относятся к своевременной оплате коммуналки, но вот самостоятельно оплатить счета для многих проблема, - говорит она. - Во-первых, им трудно, потому что они не разбираются в банкоматах и онлайнах. Кругом чихают и кашляют, добраться сложно. Некоторые вообще не выходят из дома. Они дают деньги, всю информацию по реквизитам, я оплачиваю, квитанции приношу и отдаю в руки».
Елена - жительница райцентра, ей действительно проще: когда банки брали комиссию, она чётко знала, где дешевле - на почте, в Сбербанке или Россельхозбанке. Соцработники, которые работают в деревнях, раз в месяц приезжают на семинары в офис комплексного центра социального обслуживания населения и за время пребывания в райцентре успевают оплатить все квитанции своих подопечных.
«Конечно, в банках теперь люди в очереди ворчат, что столько сразу оплачивать приходится, но относятся с пониманием, - рассказывает Елена. - Если с картой или пенсионер - клиент банка, документы не нужны, там вся информация загружена, но если решили идти в банк с наличкой - берёшь с собой удостоверение».
Действительно, платежи наличными до 15 тыс. руб. проводятся без идентификации клиента в системах банка, он не может автоматически проверить право человека на платежи ЖКУ без комиссии.
Усадить дедов за парты
Министерство финансов Омской области обещало в марте, что программа по повышению финансовой грамотности в регионе будет продлена до 2030 года, а начало ей было положено в 2021-м. Свой первый этап она завершила, что позволило достигнуть существенных результатов.
Как сообщается в релизе: «Все школы, учреждения среднего профессионального образования региона и большинство вузов внедрили в свои образовательные программы элементы финансовой грамотности, проведены тысячи образовательных мероприятий для жителей региона разных возрастов, на постоянной основе распространяются просветительские и информационные материалы».
«Региональная программа по повышению финансовой грамотности омичей доказала свою необходимость и востребованность. Главная цель - привить финансовую культуру, чтобы жители региона могли пользоваться услугами грамотно и безопасно», - отметил управляющий отделением Омск Банка России Владимира Антипов.
В этот план были включены и уроки финграмотности с пожилыми людьми: раз решили приобщать их к цифровым процессам, надо такой ликбез продолжать, расширяя географию. Чтобы любой дед в любой точке Омской области мог взять в руки телефон и оплатить онлайн всё, что ему понадобится.