В минувшем году особо пристальное внимание уделили нематериальному культурному наследию. На протяжении 12 месяцев в разных уголках нашей необъятной многонациональной страны прошли мероприятия, основной целью которых было напомнить о народных ремёслах и традициях. Музеи, театры и культурные учреждения Омской области на своих площадках собирали любителей народного творчества и приобщали к нему всех желающих. Но Год культурного наследия народов России позади, так неужели теперь о мастерах снова забудут? Корреспондент omsk.aif.ru разбирался, кто и зачем сегодня занимается народным творчеством, и как ремесленники пытаются передавать свои умения новым мастерам.
Из поколения в поколение
В наш динамичный век расписные чайники, чашки и миски, тканые полотенца скорее являются художественными произведениями, чем имеют утилитарную функцию.
Казалось бы, зачем нужен самовар, когда есть электрический чайник? Или деревянные ложки в то время, когда можно воспользоваться металлическими? Зачем расшивать платье, когда масс-маркет предлагает всё что пожелаешь? Однако все продукты народного творчества демонстрируют определённую необходимость человека в духовных ценностях. К тоже же каждое изделие несёт в себе оригинальность художественной мысли творца.
В мир народного творчества большинство умельцев пришло, вдохновившись примером своих бабушек и дедушек. Практически в каждой семье внуки, оставаясь наедине со старшими родственниками, постигали азы традиционных занятий: одни учились вышивать и вязать, другие засыпали под народные напевы, третьи вместе с дедушкой резали по дереву или плели корзинки. В простирающейся на сотни километров Омской области недостатка в народных промыслах точно не было.
Увлекаются целыми семьями
С деятельностью многих мастеров можно познакомиться на фестивалях ремёсел и народной культуры, где каждый человек стремится представить свои лучшие изделия. Прогуливаясь от одного умельца к другому, можно не только прикупить себе занятные вещицы, но и узнать подробнее о том или ином промысле.
«Когда случайно попала в Иваново на фестиваль, я познакомилась с народной культурой с другой стороны. Это было настоящее буйство красок, - рассказывает Оксана Трашкова. - Куклы, в которые там играли дети, игрушки, которые делали на мастер-классах — всё это настолько захватило меня и напомнило о детстве, проведённом у бабушек, что мне захотелось научиться рукоделию. Так я начала заниматься народной куклой».
Фестивали и форумы, которые проводятся в разных городах - яркий пример, как народным творчеством занимаются целыми семьями. Люди ткут, реконструируют старинные костюмы, создают детские игрушки, посуду и одежду в этностиле. По словам мастерицы из Омска, подобные фестивали представляют собой целый мир для вдохновения.
Ремесленники, увлечённые своим делом, готовы передавать свои умения на мастер-классах - групповых и индивидуальных, в офлайн- и онлайн-режиме. Как говорится, было бы желание, а возможностей научиться масса.
Никогда не поздно
Начать заниматься народным творчеством никогда не поздно. Тому пример - история жительницы Омска Светланы Пивоваровой. Рукоделие появилось в её жизни сравнительно поздно, после встречи с мастерицей, которая только постигала ткачество. В результате такое временами монотонное и механическое занятие, как изготовление тканых поясов, увлекло Светлану. А одежду, выполненную в этностиле, она носит и в обычной жизни.
Стоит отметить, что иногда на фестивали приходят те, кто никогда не занимался народным творчеством. Но когда они бродят меж рядов ремесленников, их взгляды цепляются за что-то родное, из прошлого. Так и просыпается желание вернуться снова, чтобы самому чему-то научиться. Поэтому каждый проводимый фестиваль или ремесленная выставка будет положительно сказываться на популярности многогранного народного творчества.