Этот печатный спам выводит из себя омичей, и у многих не хватает терпения донести его даже до мусорного ведра или мусоропровода - бумаги бросают тут же в подъезде. В нескольких домах по этой причине возникали возгорания - подростки от безделья поджигали бумажный хлам.
Кто платит, тот и заказывает
«Все почтовые ящики забиты листовками, бесплатными газетами… Кто-нибудь интересуется, нужны ли они людям? - возмущается Наталья Гончаренко, жительница Омска. - Откуда берутся распространители этого мусора? Как попадают в подъезды? Ведь везде домофоны установлены, жильцы домов, как правило, никому постороннему не открывают двери… Как бороться со всем этим безобразием?»
Другая постоянная читательница нашего еженедельника жалуется:
«Несколько лет подряд получаю одну и ту же газету с рекламой фирм по установке пластиковых окон! Когда я вижу, что из почтового ящика торчат эти бумаги, мне хочется заплакать! Ну зачем мне все эти «курсы»? Запихивают этот хлам так, что ящик не откроешь! Причём видно, что силой засовывают- утрамбуют даже. И я не могу понять, зачем столько бумаги переводить. Неужели думают, что таким образом можно заставить людей что-то купить?»
500 РУБЛЕЙ - ШТРАФ ЗА РАСКИДКУ ПЕЧАТНОГО СПАМА.
Таких историй можно выслушать сотни - бумажный спам в почтовых ящиках уже давно перестал выполнять свою функцию - рекламировать товары и услуги. Скорее наоборот, однако рассылка продолжается. Корреспонденты «АиФ в Омске» попробовали узнать в нескольких рекламных изданиях, по какому принципу происходит распространение бесплатной печатной продукции. Но, увы, комментировать эти аспекты там не пожелали. Мол, кто платит, тот и музыку заказывает. То есть рекламодатели заплатили за свои объявления, а дальше уже не их головная боль, каким образом эти листовки и газеты окажутся в руках омичей. Для этого уже есть другие люди, и, уверяем вас, это не почтальоны.
«Дело в том, что в кризис ужесточается борьба за потребителя. В более выгодном положении оказываются те, кто оперативно и полно информирует потенциальных потребителей о своих предложениях, акциях, скидках, - уверен Олег Самсонов, предприниматель. - Реклама на ТВ, в крупных СМИ стоит недёшево, а в качестве носителя информации о товарах и услугах могут выступать различные виды печатной продукции: листовка, буклет, письмо, флаер на скидку и т. д. Раскидка по почтовым ящикам, особенно при больших тиражах - это дёшево, плюс - высокая степень охвата населения».
И поколотить могут
«Я работал как-то распространителем печатной продукции, не самое приятное занятие, - говорит Игорь Петров, студент. - Деньги платят, мягко говоря, небольшие, зато если кому-нибудь из жильцов попадёшься в подъезде, поколотить готовы. Никто не любит эти ненужные бумажки в почтовых ящиках, но если работа такая… А по поводу того, как в подъезд попадаем? Ну, я не открою большого секрета, если скажу, что к любому домофону можно легко подобрать универсальный ключ - это раз; во-вторых, достаточно просто позвонить в первую попавшуюся квартиру - и жильцы открывают без проблем, сами пускают распространителей в дом».

Так что всё оказывается проще простого. Мы сами не задумываясь распахиваем двери печатным мусорщикам! Но с другой стороны - проверять каждого позвонившего в домофон невозможно! А вдруг действительно это жилец, забывший или потерявший ключи. Поэтому должны быть какие-то законные способы, чтобы оградить себя от бумажного спама.
Ловите за руку нарушителей!
![]() |
---|
Андрей Яковенко |
«Законной рекламой считается та, которая попадает на доски объявлений. Подобные бесплатные, а в некоторых случаях и платные доски устанавливают сегодня во многих домах. При этом бесплатными досками могут пользоваться только те, кто клеит объявления, например, о пропавшей кошке. Объявления же рекламного характера возможны только с разрешения собственника или его представителя (например, управляющей компании), - разъясняет Андрей Яковенко, юрист. - Объявления по договорённости сторон расклеиваются на платные стенды в подъездах согласно федеральному закону №38-ФЗ «О рекламе» (статья 19). Чаще всего вместе с рекламными листовками на платные стенды могут попасть объявления всех жильцов дома совершенно бесплатно, но если это значится в договоре».
Таким образом, все остальные листовки, попавшие в почтовые ящики и на стенды, считаются бумажным спамом. Расклейщики и распространители подобных объявлений считаются правонарушителями, и согласно статье 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут быть наказаны штрафом в размере 500 - 20 000 руб.
От редакции. Практика показывает, что распространители печатного спама не боятся штрафов, а чаще всего даже не знают о них. Поэтому если вы действительно хотите избавить ваш дом от мусора, то ловите за руку нарушителей, вызывайте участкового - словом, боритесь! Наказание рублём было и есть самое действенное. Кроме того, можно собирать весь этот бумажный хлам и сдавать в пункт приёма макулатуры: и дело доброе сделаете, и денег подзаработаете!
Проще простого
![]() |
---|
Александра Горбунова |
«Попасть в подъезд распространителю проще простого, в большинстве домов люди сами открывают двери, - рассказывает Александра Горбунова, бывший распространитель печатной продукции. - И если в центре города люди проявляют бдительность, то на окраинах вообще даже не спрашивают, кто идёт в подъезд и зачем. Поэтому в почтовых ящиках и скапливается столько бумаг. За день в одном доме могут побывать несколько человек. У каждого свой план, каждому нужно как можно быстрее раскидать листовки, ведь зарплату платят по факту. Более того, прежде чем заплатить, нашу работу ещё и проверяли: действительно разнесли листовки или скинули в мусорный бак.
Кстати, иногда в такой печатной макулатуре попадается полезная информация, а пенсионеры - так те вообще любят читать объявления. Для них бесплатные газеты порой единственная печатная продукция, которую они могут себе позволить. Поэтому не стоит так оголтело ругать эти издания».
Собирайте макулатуру
![]() |
---|
Александр Грасс |
«С таким мусором можно бороться несколькими способами. И самый простой, на мой взгляд, - собирать эти объявления, брошюры, буклеты и использовать по их прямому назначению, то есть сдавать в макулатуру, - считает Александр Грасс, известный омский блогер и правозащитник.- За каждым домом нужно закрепить школу, ученики которой организованно бы занимались сбором макулатуры.
Кроме того, печатный мусор может быть использован для отопления домов ветеранов войны, инвалидов, малоимущих семей, которые живут в частном секторе. Списки таких людей и их адресов есть во всех КТОСах.
И самое главное, если это будет сделано хотя бы в одном микрорайоне и доведено до населения, как это происходит, СМИ напишут, покажут, то и люди будут знать, как себя вести, и рекламодатели изменят принцип работы, задумаются о том, что подобная рассылка должна быть адресной. Никто не хочет выкидывать деньги в печку».

Решайте сообща
![]() |
---|
Александр Лихачёв |
«Как бороться с незаконным печатным спамом? Сообща. Не пускать в свой подъезд всех подряд. Обзавестись хорошим и надёжным домофоном с индивидуальной картой-кодом. Кроме того, нужно проверить свою управляющую компанию на предмет законности договорных отношений с рекламщиками. В случае отсутствия документов, а также разрешения собственников подъезда на установку щитов, можно потребовать убрать доску объявлений и привести стену в надлежащее состояние. Все требования рассылаются в письменном виде и заверяются у нотариуса с приложенными фотографиями проблемной стены. На общем собрании собственников необходимо принять решение о самостоятельном демонтаже рекламных щитов и хранении их у председателя совета. Следует помнить, что каждый собственник не только имеет право принимать участие в общем собрании многоквартирного дома, но и должен это делать», – рекомендует Александр Лихачёв, правозащитник.