«Омские бронепоезда в огне Великой Отечественной войны» - так называется проект Юрия Тетерина. В год 75-летия Победы он представил омичам диораму боя омского бронепоезда «Победа» с финским воинским подразделением, внезапно атаковавшим станцию «Лапландия». На роту охраны и обслуживания небольшого, но стратегически важного, объекта Красной Армии напал батальон гитлеровских союзников.
Этот эпизод описан в книге воспоминаний омских ветеранов «От Иртыша до Эльбы», участником того боя был машинист бронепоезда Михаил Семёнович Осипов. Его рассказ и взяли за основу при создании мобильной исторической реконструкции боя, который состоялся 23 февраля 1943 года.
Мистер Иван Васильевич Турчанинов
Бронепоезд появился во многом благодаря стараниям нашего соотечественника полковника русской армии и бригадного генерала армии северян Ивана Васильевича Турчанинова. Джон Бэзил Турчин воевал во время Гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.).
В России первые бронепоезда впервые появились в 1900 году во время китайского восстания против иноземного влияния. Укрепив вагоны захваченного железнодорожного состава, русские войска в Китае стали с помощью этого блиндированного поезда контролировать железную дорогу.
В Первой мировой войне бронепоезда использовались мало, как объясняют военные историки, война та была позиционной – войска сидели в укреплениях напротив друг друга.
Бронепоезд – это вооруженный бронированный железнодорожный состав, предназначенный для боевых действий в полосе железнодорожных путей.
А вот в Гражданскую войну в России наличие их в армии во многом решали исход боя. Это был настоящий триумфом бронепоездов, с их помощью противники контролировали железную дорогу. В то время по магистралям ходило более 300 различных бронепоездов, пусть и немного примитивных, но для революционного поколения и их потомков они стали символами эпохи и грозного оружия. В песне «Каховка», которая была написана в 1935 году, пели: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
К 22 июня 1941 года в Красной Армии было 78 бронепоездов, девять бронедрезин и 40 моторных броневых вагонов, а также 167 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге.
Из чего состоит бронепоезд
Бронепаровоз и бронированный тендер, на котором помещается пост противовоздушной обороны и командирская надстройка. В состав входят бронеплощадки, с орудийными башнями и пулемётами. Имеются зенитные бронеплощадки.
В начале и конце бронепоезда прицепляли контрольные платформы, в которых помещались материалы для ремонта путей, десант. Для этого их тоже бронировали, делали бойницы. Всего экипаж бронепоезда насчитывал 119 человек. Воевали бронепоезда в составе дивизиона, в котором было два бронепоезда, так называемый, чёрный паровоз и база – вагоны для хозяйственных целей, размещения штаба и т.д. Она находилась в тылу, на железнодорожном перегоне.
Бронепоезд мог проехать до 120 км на одной заправке углём и водой с максимальной скоростью 45 км в час.
Для ведения разведки на расстоянии до 15 км в состав включили бронедрезины и бронемашины, а также мотоциклы и несколько автомашин. Вместе с приданной ему десантно-минометной ротой - 335 человек.
Гибель и возрождение
В начале войны из 78 бронепоездов за пару месяцев 65 были уничтожены фашистами. В той катастрофической ситуации их использовали как заслон, в помощь отступающим войскам. Правительство приняло решение восполнить потери как можно быстрее.
При этом всем стали понятны уязвимые стороны старых моделей. Бронепоезда нуждались в лучшем бронировании, лучшей маскировке, лучшем вооружении, особенно, противовоздушном. Конструкцию бронеплощадок модернизировали, уменьшили высоту, появились углы наклона брони. Усилили защиту с воздуха, установив дополнительное вооружение. Иногда на крышу наносились полоски, имитирующие рельсы, чтобы самолётам противника было сложнее их заметить.
Наш, омский бронепоезд
На территории Омской области, а до 1943 года она была обширной – от Северного-Ледовитого океана, граничила там с Архангельской областью, до Казахстана, причем, северные территории этой республики были в составе РФ. Нынешняя Тюменская область с её автономными округами (Югра и Ямал), также были Омскими, Курганская в том числе. Все депо на этой железнодорожной линии были тоже Омскими.
Всего на территории тогдашней Омской области были созданы семь бронепоездов, восьмой на деньги, собранные омичами, был построен в Красноярске.
Омское депо – «Омский железнодорожник» и «Киров», в депо Петропавловска - «Североказахстанец», в Барабинске - «Сибиряк-барабинец», в Ишиме – «Патриот». Два бронепоезда «Победа» и «За Родину» на базе Омского паровозовагоноремонтного завода. Красноярский бронепоезд назывался «Омский МОПРОВЕЦ».
Ту же в депо формировалась паровозная бригада. Бронепоезда воевали в Карелии, в Сталинграде, на Курской дуге и далее вплоть до конца войны. «Североказахстанец» полюбился маршалу Коневу, и он использовал его как штаб - квартиру во время Манчьжурской операции, когда разгромили Квантунскую армию на Дальнем Востоке.
В составе 27 дивизиона в июне 1942 года прибыли на Карельский фронт бронепоезда «Победа» и «За Родину». В бою на станции «Лапландия», что расположена южнее Мурманска, отличился бронепоезд «Победа».
Бой за «Лапландию»
Это была генераторная станция, служила базой для обеспечения радиосвязью и электричеством железнодорожной ветки протяжённостью 20 км. Кроме того это было и база для хранения ГСМ для самолётов и танков, боеприпасов. Определенную стратегическую ценность эта станция представляла, была в тылу. Охраняли её взвод, на всё - 30 человек.
В своих воспоминаниях машинист поезда Михаил Осипов пишет, что на эту горстку, в общем-то тыловых людей, напали два батальона финской армии, а это 600 человек. Страшная статистика.
23 февраля 1943 года на оленях финны подтащили кирёжи (санки, типа лодки, без полозьев) с миномётами и начался обстрел. Помимо этого били прицельным огнём пулемёты, работали снайперы. Охрану станции выбили быстро, и двумя клиньями пошли на «Лапландию» лыжники.
Наши успели передать о бое, первым на подмогу выехали аэросани, они открыли огонь и задержали лыжников. На всех парах приехал и бронепоезд «Победа». И уж он-то обратил в бегство врагов. Вот этот эпизод и запечатлел на диораме Юрий Тетерин.
«На экскурсиях задают такой вопрос – а сколько уничтожили бронепоезда в Великую Отечественную войну противников? Много, но мне кажется, что это не самое главное, важно, сколько они не дали уничтожить. Бронепоезда защищали станции, небо над ними, железную дорогу – на войне это стратегически важная артерия, снабжающая фронт», - рассказывает он.
Нам мало что известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, потому, что основными видами техники, воевавшей на фронтах, были танки и самолёты. Теперь и эта страница изучена. В экскурсионные дни посмотреть на диораму и послушать рассказ о героических омичах, воевавших в составе дивизионов бронепоездов, приходит много молодёжи. Автор проекта считает, что чем больше мы будем рассказывать им о родине, тем больше они будут ею гордиться. «Ведь нельзя полюбить то, чего не знаешь, а когда знаешь, то и любить будешь крепче», - уверен он.
Размещена диорама в историческом парке «Россия – моя история». Здесь представлены модель состава бронепоезда (бронепаровоз и пять броневагонов), более 100 фигурок бойцов Красной Армии и финских лыжников, оленей, пулеметов, модели станционных построек, двух аэросаней, зимний рельеф с растениями. Диораму сопровождает видеопрезентация, посмотреть её можно и онлайн. Историю можно считать с QR-кода. Разрешена фотоссесия.
Добавим, что проект реализуется с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Консультанты и эксперты:
- Гришин Юрий Викторович
- Муспак Юрий Юрьевич
- Заносова Светлана Борисовна
- Пархоменко Маргарита Геннадьевна
- Калашник Александр Николаевич
- Катаев Сергей Владимирович
6+