334

Наш бронепоезд. Как омичи обороняли станцию «Лапландия»

Панорама боя.
Панорама боя. / Юрий Тетерин / АНО ТО «СКАЗ»

«Омские бронепоезда в огне Великой Отечественной войны» - так называется проект Юрия Тетерина. В год 75-летия Победы он представил омичам диораму боя омского бронепоезда «Победа» с финским воинским подразделением, внезапно атаковавшим станцию «Лапландия». На роту охраны и обслуживания небольшого, но стратегически важного, объекта Красной Армии напал батальон гитлеровских союзников.

Этот эпизод описан в книге воспоминаний омских ветеранов «От Иртыша до Эльбы», участником того боя был машинист бронепоезда Михаил Семёнович Осипов. Его рассказ и взяли за основу при создании мобильной исторической реконструкции боя, который состоялся 23 февраля 1943 года.

Мистер Иван Васильевич Турчанинов

Бронепоезд появился во многом благодаря стараниям нашего соотечественника полковника русской армии и бригадного генерала армии северян Ивана Васильевича Турчанинова. Джон Бэзил Турчин воевал во время Гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.).

Джон Бэйзил Турчин. Изобретатель бронепоезда. Он же Иван Васильевич Турчанинов.
Джон Бэйзил Турчин. Изобретатель бронепоезда. Он же Иван Васильевич Турчанинов. Фото: Commons.wikimedia.org

В России первые бронепоезда впервые появились в 1900 году во время китайского восстания против иноземного влияния. Укрепив вагоны захваченного железнодорожного состава, русские войска в Китае стали с помощью этого блиндированного поезда контролировать железную дорогу.

В Первой мировой войне бронепоезда использовались мало, как объясняют военные историки, война та была позиционной – войска сидели в укреплениях напротив друг друга.


Бронепоезд – это вооруженный бронированный железнодорожный состав, предназначенный для боевых действий в полосе железнодорожных путей.


А вот в Гражданскую войну в России наличие их в армии во многом решали исход боя. Это был настоящий триумфом бронепоездов, с их помощью противники контролировали железную дорогу. В то время по магистралям ходило более 300 различных бронепоездов, пусть и немного примитивных, но для революционного поколения и их потомков они стали символами эпохи и грозного оружия. В песне «Каховка», которая была написана в 1935 году, пели: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Бронепоезд «Орлик». Пензенская группировка чехословаков. Уфа, июль 1918 года.
Бронепоезд «Орлик». Пензенская группировка чехословаков. Уфа, июль 1918 года. Фото: Commons.wikimedia.org

К 22 июня 1941 года в Красной Армии было 78 бронепоездов, девять бронедрезин и 40 моторных броневых вагонов, а также 167 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге.

Из чего состоит бронепоезд

Бронепаровоз и бронированный тендер, на котором помещается пост противовоздушной обороны и командирская надстройка. В состав входят бронеплощадки, с орудийными башнями и пулемётами. Имеются зенитные бронеплощадки.

В начале и конце бронепоезда прицепляли контрольные платформы, в которых помещались материалы для ремонта путей, десант. Для этого их тоже бронировали, делали бойницы. Всего экипаж бронепоезда насчитывал 119 человек. Воевали бронепоезда в составе дивизиона, в котором было два бронепоезда, так называемый, чёрный паровоз и база – вагоны для хозяйственных целей, размещения штаба и т.д. Она находилась в тылу, на железнодорожном перегоне.


Бронепоезд мог проехать до 120 км на одной заправке углём и водой с максимальной скоростью 45 км в час.


Для ведения разведки на расстоянии до 15 км в состав включили бронедрезины и бронемашины, а также мотоциклы и несколько автомашин. Вместе с приданной ему десантно-минометной ротой - 335 человек.

Гибель и возрождение

В начале войны из 78 бронепоездов за пару месяцев 65 были уничтожены фашистами. В той катастрофической ситуации их использовали как заслон, в помощь отступающим войскам. Правительство приняло решение восполнить потери как можно быстрее.

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

При этом всем стали понятны уязвимые стороны старых моделей. Бронепоезда нуждались в лучшем бронировании, лучшей маскировке, лучшем вооружении, особенно, противовоздушном. Конструкцию бронеплощадок  модернизировали, уменьшили высоту, появились углы наклона брони. Усилили защиту с воздуха, установив дополнительное вооружение. Иногда на крышу наносились полоски, имитирующие рельсы, чтобы самолётам противника было сложнее их заметить.

Проблема была колоссальной, поскольку те предприятия, на которых можно бы было заняться бронепоездами, находились под оккупацией либо были эвакуированы. Делать их толком было негде и не из чего: ни бронестали, ни ресурсов, ни мощностей, ни специалистов. Например, в омских депо на первых порах нашли такой выход из положения - брали двухслойную броню из некачественной стали в промежуток между листами засыпали песок или заливали бетон. В итоге получали утяжелённую конструкцию.

Наш, омский бронепоезд

На территории Омской области, а до 1943 года она была обширной – от Северного-Ледовитого океана, граничила там с Архангельской областью, до Казахстана, причем, северные территории этой республики были в составе РФ. Нынешняя Тюменская область с её автономными округами (Югра и Ямал), также были Омскими, Курганская в том числе. Все депо на этой железнодорожной линии были тоже Омскими.


Всего на территории тогдашней Омской области были созданы семь  бронепоездов, восьмой на деньги, собранные омичами, был построен в Красноярске.


Омское депо – «Омский железнодорожник» и «Киров», в депо Петропавловска - «Североказахстанец», в Барабинске - «Сибиряк-барабинец», в Ишиме – «Патриот». Два бронепоезда «Победа» и «За Родину» на базе Омского паровозовагоноремонтного завода. Красноярский бронепоезд назывался «Омский МОПРОВЕЦ».

Ту же в депо формировалась паровозная бригада. Бронепоезда воевали в Карелии, в Сталинграде, на Курской дуге и далее вплоть до конца войны. «Североказахстанец» полюбился маршалу Коневу, и он использовал его как штаб - квартиру во время Манчьжурской операции, когда разгромили Квантунскую армию на Дальнем Востоке.

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

В составе 27 дивизиона в июне 1942 года прибыли на Карельский фронт бронепоезда «Победа» и «За Родину». В бою на станции «Лапландия», что расположена южнее Мурманска, отличился бронепоезд «Победа».

Бой за «Лапландию»

Это была генераторная станция, служила  базой для обеспечения радиосвязью и электричеством железнодорожной ветки протяжённостью 20 км. Кроме того это было и база для хранения ГСМ для самолётов и танков, боеприпасов. Определенную стратегическую ценность эта станция представляла, была в тылу. Охраняли её взвод, на всё - 30 человек.

Михаил Семёнович Осипов. Герой-машинист.
Михаил Семёнович Осипов. Герой-машинист. Фото: личный архив/ Наталья Корнеева

В своих воспоминаниях машинист поезда Михаил Осипов пишет, что на эту горстку, в общем-то тыловых людей, напали два батальона финской армии, а это 600 человек. Страшная статистика.

23 февраля 1943 года на оленях финны подтащили кирёжи (санки, типа лодки, без полозьев) с миномётами и начался обстрел. Помимо этого били прицельным огнём пулемёты, работали снайперы. Охрану станции выбили быстро, и двумя клиньями пошли на «Лапландию» лыжники.

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Наши успели передать о бое, первым на подмогу выехали аэросани, они открыли огонь и задержали лыжников. На всех парах приехал и бронепоезд «Победа». И уж он-то обратил в бегство врагов. Вот этот эпизод и запечатлел на диораме Юрий Тетерин.

«На экскурсиях задают такой вопрос – а сколько уничтожили бронепоезда в Великую Отечественную войну противников? Много, но мне кажется, что это не самое главное, важно, сколько они не дали уничтожить. Бронепоезда защищали станции, небо над ними, железную дорогу – на войне это стратегически важная артерия, снабжающая фронт», - рассказывает он.

На презентации диорамы.
На презентации диорамы. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Нам мало что  известно о  бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, потому, что основными видами техники, воевавшей на фронтах, были танки и самолёты. Теперь и эта страница изучена. В экскурсионные дни посмотреть на диораму и послушать рассказ о героических омичах, воевавших в составе дивизионов бронепоездов, приходит много молодёжи. Автор проекта считает, что чем больше мы будем рассказывать им о родине, тем больше они будут ею гордиться. «Ведь нельзя полюбить то, чего не знаешь, а когда знаешь, то и любить будешь крепче», - уверен он.

Размещена диорама в историческом парке «Россия – моя история». Здесь представлены модель состава бронепоезда (бронепаровоз и пять броневагонов), более 100 фигурок бойцов Красной Армии и финских лыжников, оленей, пулеметов, модели станционных построек, двух аэросаней, зимний рельеф с растениями. Диораму сопровождает видеопрезентация, посмотреть её можно и онлайн. Историю можно считать с QR-кода. Разрешена  фотоссесия.

Добавим, что проект реализуется с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Консультанты и эксперты:

  • Гришин Юрий Викторович
  • Муспак Юрий Юрьевич
  • Заносова Светлана Борисовна
  • Пархоменко Маргарита Геннадьевна
  • Калашник Александр Николаевич
  • Катаев Сергей Владимирович

6+

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

                     
        Самое интересное в регионах