Примерное время чтения: 11 минут
557

С игры начинается Родина. Как Гасфорд и Любочка стали «Омской игрушкой»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аиф в Омске 23/01/2019 Сюжет С чего начинается Родина?
Пока это все персонажи автора проекта «Омская игрушка».
Пока это все персонажи автора проекта «Омская игрушка». / Наталья Корнеева / АиФ

Юрий Тетерин – автор легендарной игры «Империя», разработчик уже полюбившегося проекта «Омская игрушка», создатель мобильных приложений для уроков краеведения и истории, а ещё он придумал линейку кукол современного дизайна для фабрики игрушек, руководил разработкой и изготовлением уникальной омской диорамы «Марьяновский бой».

Имперские замашки

- Юрий Евгеньевич, каким был ваш первый проект?

-В 1991 году (если помните, это было время всеобщей разрухи!), оставшись без работы, я пришёл к своему другу, талантливому инженеру, который раньше меня понял, что происходит, сумел сориентироваться в стремительно меняющемся мире и организовал кооператив. Мы решили выпустить разработанную мною настольную игру, не имеющую аналогов в нашей стране. Мы не знали ничего о том, как делаются настольные игры. Интернета тогда не было. Решили, что для приемлемой розничной цены общий тираж должен быть 50 тысяч. Мы тогда и понятия не имели, что проект считается коммерчески успешным, когда пять тысяч игр продано по всему СССР за год!

- Как же вы продали всё это тогда?

- Не имея практических маркетинговых знаний, мы организовали мощную рекламную кампанию, заинтересовали мелких оптовиков. Как потом удалось вычитать у классиков маркетинга, в основном, мы всё сделали правильно и совершили настоящий подвиг -  продали в Омске 40 тысяч экземпляров! Это было трудное время. Я-то думал, что на подготовку и выпуск игры уйдёт не больше 6 месяцев. Все сроки разбились о реалии Омска начала 90-х.

Тогда город был битком набит предприятиями оборонки, но сделать на них пресс-форму для 150 мелких фишек-миниатюр оказалось технологически невозможным. Каждый раз, когда я приносил новые счета, мой друг вздыхал и записывал на мой счёт очередную сумму. Мой долг достиг астрономических размеров, и я был просто обязан победить! Каждый этап выматывал. Например, в типографии мне сказали: «Картонная коробка для игры есть только такой формы. Никто других коробок делать не будет!». И так везде.

- А ещё ж сертификаты, лицензии…

- Да что вы! В это лихое время ничего ни от кого получить было просто невозможно. Всё ещё только формировалось. Я помню день, когда поступления от продаж «Империи», наконец, окупили затраты. Гора с плеч свалилась.

В Омске «Империя» стала необычайно популярной. Однажды в гостях у друзей одна дама (завуч одной из омских школ) сказала: «Встретить бы того человека, что придумал эту «Империю»! Родители жалуются: дети в школе играют в «Империю» допоздна, домой не идут».

После выпуска «Империи» я понял, что способен реализовать практически любой хорошо продуманный проект. И таких реализованных проектов в моей жизни было очень много. Практически все они были связаны с детством. И темы, и основа, в пику заполняющим всё информационное пространство западным брендам, были всегда наши, отечественные.

Омский сказ и «стратегички»

- А откуда «СКАЗ» появился?

- «СКАЗ» появился в 1991 году. У меня бабушка в Челябинске жила, так что, в первую очередь, это отсыл к уральским сказам, Бажову. Вот почему в Омске такого нет? Обидно же. У нашего омского «СКАЗА» вполне чётко сформулированная миссия: «Нельзя любить то, чего не знаешь». Мы много лет заняты популяризацией краеведческих знаний, исторических и, если угодно, даже патриотических. Потому что патриотизм – это такая трудноуловимая штука: когда он становится казённым, он сразу становится неинтересным. Мы хотим, чтобы дети узнали о своей Родине больше. Полюбят ли они потом её или нет, это другой вопрос. Но я убеждён, когда мы рассказываем ребёнку, что он живёт не абы где, а на земле, политой потом и кровью его собственных предков, с момента осознания этой информации сначала зарождается гордость, а после этого приходит то самое чувство любви к Родине. То есть, сначала нужно узнать!

- Когда вы стали заниматься «Омской Игрушкой»? Тогда же в 90-е?

- Нет, лет семь-восемь назад. Хотелось не просто создать бренд, подобный дымковской игрушке, например. Хотелось привязать к каждой игрушке свою умную историю.  Благодаря помощи Правительства Омской области в «Омской Игрушке» первыми в серии появились казак, казачка и конь. В плане одежды, традиционного узора, элементов быта я консультировался в Институте археологии и этнографии. Потом при содействии «Газпром ОНПЗ» на свет появились сразу 2 набора: «Густав и Любовь Гасфорд» и «Брандмейстер и Каланча». Про всех этих персонажей я рассказываю детям во время краеведческих беседах на мастер-классах. Ну, например, про брандмейстера, который олицетворяет собой первого омского пожарного Осипа Иванова. Или про Густава Гасфорда мы знаем, что он был генерал-губернатором, а вот по первой профессии – ветеринаром. Про его жену Любочку знает весь Омск, но она известна тем, что умерла рано. А вот вторая жена Гасфорда, Надежда, сделала для нашего города очень много, но имя её незаслуженно забыто. Все персонажи «Омской Игрушки» делаются и в полном, красочном виде, и в более простом плоском и нераскрашенном. Эти плоские заготовки предназначены для росписи акриловыми красками на  наших краеведческих мастер-классах, при этом мы рассказываем историю персонажей, эпоху, в которую они жили, как выглядел костюм и платье, многое другое.


ИСТОРИЮ МОСТА ЧЕРЕЗ ИРТЫШ ВОПЛОТЯТ В ДИОРАМЕ.


- Сейчас фигурок стало больше?

- Появились Мария Шанина, адмирал Колчак, Ермак Тимофеевич и хан Кучум. Есть Дед Мороз и Снегурочка с ледяным дворцом. В наборе с основателем Омска Иваном Бухгольцем - деревянная башня первой омской крепости, а основатель второй крепости Иван Шпрингер получил в комплект Тобольские ворота. Стоит отметить, что портретов Бухгольца и Шпрингера не существует, так что наша «Омская Игрушка» закрепляет за этими славными именами вполне конкретные образы, в целом не противоречащие современным историческим знаниям.

В разработке сейчас фигурки Чокана Валиханова, Дмитрия Язова, Лавра Корнилова, Дмитрия Карбышева. Каждая фигурка – это простой и понятный детям рассказ о страничке истории человека, города и страны. Это уникальный формат распространения краеведческих знаний.

Хотелось бы в рамках «Омской Игрушка» создать набор под названием «Хозяева» – это про Манякина, Малунцева и Рождественского. Благодаря этим людям Омск и Омская область развивались бурными темпами. В мечтах есть иллюстрированный и простым детским языком рассказанный Интернет-учебник по омскому краеведению. Я работаю в этом направлении и надеюсь на поддержку власти.

Первым шагом к Интернет-учебнику станет постоянно действующая в музее Омской крепости экспозиция «Омская Игрушка», где каждая фигурка будет сопровождаться кратким рассказом и бар-кодом, открывающим на смартфонах экскурсантов странички с более подробным рассказом и иллюстрациями.

- А игры вы забросили?

- Я бы сказал – сократили. Мы много работали и работаем на Россию, скажем, с Кировским объединением «Радуга», фабрикой игрушек «Весна», в Геленджике с «Технологом», который выпускает игры, с «Русским стилем» из Москвы. Для «Весны» сделали линейку кукол «Умница». Это старейшее предприятие, специализирующееся на производстве игрушек. С 1942 года все девочки росли на их куклах: представляете, построили фабрику во время войны!

Моя игра «Сталкериада» по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине» выпускалась и в Омске, и в европейской части России. Мне посчастливилось пообщаться с Борисом Натановичем Стругацким по телефону и заключить договор о передаче неисключительных прав на использование придуманных образов книжки. Выпущенная в начале 2000-х геленджикской компанией «Технолог» гексовая стратегическая игра «Сталинград» на фестивале настольных игр в Европе получила медаль как самая простая с точки зрения правил, самая достоверная с исторической точки зрения, самая динамичная и быстрая стратегическая настольная игра. Так что немцы высоко оценили нашу стратегичку.

Кроме «Сталинграда» в планах разработки стояли ещё «Курска битва», «Штурм Берлина», «Зимняя война», «Барбаросса»,  но издатели отказались поддерживать выпуск этих игр, сославшись на неразвитый рынок стратегических настолок в России. Были разработаны проекты «Цусима» и «Гражданская война в России», но и они также оказались невостребованными.

История в миниатюре и онлайн

- Ваш проект по созданию диорамы вы посвятили одному из эпизодов гражданской войны в России – Марьяновским боям.

- Когда мы повезли диораму в Марьяновку, я даже побаивался. Думал, сейчас приеду, установлю, стану рассказывать, а меня начнут поправлять. Но оказалось, что нынешние марьяновцы о тех боях практически ничего не знают. А ведь это был значимый момент в истории Омской области, первые столкновения в Гражданской войне. Страшный, кровавый бой. У нас диораму за два с небольшим месяца посмотрели почти 3000 человек. Теперь она находится в Музее революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников. Новый проект - диорама «Омск. Транссиб. История моста через Иртыш» на подходе, мы выиграли Президентский грант на его реализацию. На диораме будет воплощён момент испытания моста в 1896 году. История омского моста весьма примечательна. Помните, наверное: мост был взорван в 1919 году, и, казалось, его невозможно восстановить, а великая магистраль будет прервана навсегда… В общем, новый проект - новая история для омичей.

- Какой формат восприятия знаний для ребёнка самый лучший?

- Игровой. Они сейчас постоянно сидят в Интернете. Не всем взрослым это нравится, но запреты тут не помогут. Нужно не запрещать, а создавать альтернативный, полезный контент. Именно этим мы и занимаемся – наполняем интернет обучающими интерактивными краеведческими викторинами собственной разработки. Дети вовлечены в мир компьютерных игр, где соревновательный принцип чуть ли не главное. В 2018 году мы провели в Омской области пробные интеллектуальные интерактивные бои. Успешно. Понравилось и детям, и педагогам.

В рамках нашей программы краеведческих знаний «РОДНАЯ ОМСКАЯ ЗЕМЛЯ» уже созданы несколько приложений, на базе которых в школах могут проводиться интерактивные дополнительные занятия на тему: «Это Омск!», «Это Омская область!», «История Омского казачества», «Александр Невский», «Твоя Победа», «Поэты России».

В настоящий момент Творческое объединение «СКАЗ» работает над созданием и проведением в следующем учебном году первой краеведческой интерактивной он-лайн олимпиады «Это Омск!».

Причём наш формат олимпиады предполагает не столько проверку краеведческих знаний (их уровень сейчас чрезвычайно низок), сколько обогащение участников краеведческими знаниями. И в таком формате на первое место выходит массовость участников: чем больше школьников поучаствует, тем больше хоть что-то узнает о родном крае.

- Можете назвать принципы, которые сейчас важны для изучения истории края, что подошли бы современным детям?

- Первый – краткость: если вы не успели заинтересовать, то проиграли. «Многабукав» нынешних школьников утомляют. Информационный поток свыше семи минут человеком уже не воспринимается.

Второй принцип – это сенсационность. Например, финальный эпизод Парада Победы, когда на шинели Сталина несли раненую собаку-сапёра – это впечатляет и останется в памяти.

Третий принцип: получающий информацию должен с ней непременно что-то сделать. Тогда лучше запомнит. Напечатанные плакаты на стенде, где много текстов и неясные фото, не заинтересуют детей, а вот интернет-приложение, где нужно крутить ленту времени в поисках соответствия информации вопрос-ответ, - да. А в случае с «Омской игрушкой» он и слушает, и отвечает на вопросы, и раскрашивает фигурку. По сути, процесс познавательный совмещён с творческим, а это зацепочка, якорёк. Такое запоминается.

И, наконец, четвёртый принцип: современный формат донесения информации. Прежде всего Интернет. Книги сейчас менее авторитетны для школьников. Нужно активно задействовать и всячески приветствовать использование для получения правильной и полезной информации планшетов и смартфонов – главного поставщика информации для детей.

Юрий Тетерин.
Родился в Омске в 1965 году, окончил школу № 120, факультет автоматизации Омского политехнического института. Работал в НПО «Автоматика». Играет на саксофоне, занимается практической стрельбой, шкипер яхты. Любит читать книги.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах