Система безналичного расчёта за проезд начала действовать в Омске с 1 января 2019 года. За три месяца новый порядок работы в сфере общественного транспорта претерпел ряд изменений, на которые горожане бурно отреагировали.
Если к муниципальному транспорту претензий практически нет, кроме недоумения, зачем пускать на маршруты с большим пассажиропотоком автобусы малого класса вместимости, то к частным перевозчикам у омичей жалоб скопилось очень много. Они в основном касаются «неработающих» терминалов для безналичной оплаты проезда.
Несмотря на внедрение системы безналичной оплаты в городе и вхождение в эту систему частников, до сих пор идёт саботаж. Водители некоторых маршруток принимают только наличные, ссылаясь на нерабочий терминал, отказываются принимать оплату по банковским картам. И не факт, что саботаж - полностью инициатива водителей, которые таким образом обманывают не только пассажиров, но и своего работодателя. Как известно, рыба гниёт с головы.
По словам руководителя департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Алексея Лазуткина, власти не могут обязать частника принимать все виды оплаты, если у предпринимателя нерегулируемый тариф. Необходимо создать какие-то механизмы, при которых частному перевозчику стало бы выгодно применять систему безналичной оплаты.
Частникам невыгодно возить омичей по безналичным тарифам муниципального транспорта. Цель любого бизнеса - заработать, и чем выше будет доход, тем лучше. При этом желательно, чтобы наёмные работники не требовали высоких зарплат, а государство - налогов. Система безналичного расчёта жёстко регламентирует финансовую составляющую автоперевозок и исключает неучтённый сверхдоход. Становится понятно, почему частники стали саботировать транспортную реформу. В конце февраля предприниматели, работающие в сфере общественного транспорта, начали роптать, в результате им удалось договориться с мэрией о поднятии тарифа для школьников, студентов и пенсионеров, пользующихся транспортными картами. Дептранс вынужден был пойти на это, так как в городе-миллионнике муниципального транспорта катастрофически не хватает. Что касается налогов, то, по словам Александра Вялкова, за три месяца 2019 года перевозчики уже заплатили в казну региона 13 млн руб., что на шесть миллионов больше, чем было заплачено за весь 2018 год.
13 млн руб. налогов заплатили перевозчики за неполных три месяца 2019 года
С 1 июля 2019 года вступит в силу федеральный закон № 54, который поставит точку в войне пассажиров с частниками, так как обяжет в общественном транспорте иметь и терминал для безналичной оплаты, и кассовый аппарат для расчёта наличкой. Так что омичам придётся потерпеть до середины лета - с 1 июля, есть надежда, больше никто не услышит, что терминал не считывает карту, завис или нахватался вирусов от сотового телефона.
Общественный контроль
Качество перевозок в общественном транспорте контролирует Роспотребнадзор. Если водители маршруток неверно информируют пассажиров о способах оплаты проезда - это нарушение закона о защите прав потребителя. Также можно подать жалобу, даже по телефону, в дептранс.
Наиболее вероятным и эффективным рычагом давления на частных перевозчиков может стать общественный контроль, организованный при мэрии, и внедрение ответственности водителя за неисправное платёжное оборудование.
Ночной автобус против такси
Часть жалоб омичей на систему общественного транспорта связана с резким сокращением автобусов на маршрутах в вечернее время - с 20.00 до 22.00, а ночью вообще доступно только такси. Общественники вышли к мэру Омска с предложением организовать ночные маршруты, которые работали бы до часу ночи. Даже если на них будут работать частные перевозчики по нерегулируемому тарифу, всё равно это будет дешевле поездок на такси.
Как отметил Александр Вялков, это предложение будет изучено, но вряд ли реализовано, поскольку в основе перевозок лежит экономическая целесообразность.
- Пиковое время пассажирских перевозок приходится на период с 8.00 до 20.00. После 20.00 пассажиропоток резко падает. Исходя из экономической целесообразности, есть необходимость в вечерние часы сокращать количество транспортных средств. Так, после 20.00 в городе работает 60% автобусов и маршруток, в 22.00 на маршрутах работает 30-50% автобусов, и только после 22.00 транспорт начинает отправляться в парк, - пояснил Вялков. - Мы постоянно отслеживаем количество пассажиров на маршрутах. Если потребность в транспорте увеличится - машин на линиях станет больше.