К делу цифровизации образования подошли столь серьёзно, что ведомственных документов стало недостаточно. Понадобилось распоряжение правительства, которое и подписал Михаил Мишустин.
В стратегию включили шесть проектов, в ходе реализации которых будут внедрены следующие технологии: искусственный интеллект - за это будут отвечать платформы «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя»; большие данные - платформа «Создание и внедрение системы управления в образовательной организации»; ресурс «Цифровое портфолио ученика» будут формировать системы распределённого реестра. Облачные технологии станут основными в Библиотеке цифрового образовательного контента.
Я б в айтишники пошёл
Пока у родителей лишь одна ассоциация при упоминании о цифровизации образования - дистанционка. Этого они нахлебались во время пандемии и об онлайн-обучении ничего слышать не хотят. Как всё новое, цифровизация вызывает больше страхов; тем не менее опросы родителей и учеников показывают, что работу в ИТ обе эти группы считают самой перспективной. Сфера технологий привлекает высокими доходами, блестящими карьерными перспективами и успехом.
Действительно, востребованность айтишников сейчас особенно высокая: отраслям нужны качественные кадры, а их катастрофически не хватает. За ними охотятся, холят и лелеят: готовы платить больше и обеспечивать бонусами. Но, дорогие родители, чтобы вырастить высококлассного специалиста, с «цифрой» ребёнку следует дружить. И цифровизация - это не только дистанционное обучение. Всё намного шире.
Сейчас на уроках используют различного вида гаджеты; например, никого уже не удивишь интерактивной доской. Коснулось это и организации учебного процесса: электронные дневники и журналы тому подтверждение. Да и общаться школьнику с классным руководителем можно через мессенджеры. Уж про суперактивные родительские чаты умолчим - не нужно ходить на собрание, достаточно обсудить все проблемы онлайн.
Чему игреки научат зумеров
О формировании ключевых компетенций у педагогов общеобразовательных организаций при цифровой трансформации говорили на VIII Международном ИТ-форуме, который прошёл в Омске. Одна из тем - геймификация образования. При этом педагогам предложили изучить теорию поколений, когда людям, родившимся в определённые хронологические отрезки присущи свои характерные особенности. И знание этих особенностей помогает в общении с детьми и родителями.
Кто вы из «Теории поколений»:
- 1944 – 1967 ВВ бэби-бумеры
- 1967 – 1984 Х (икс)
- 1984 – 2000 Y (игрек) или миллениалы
- 2000 – 2015 Z (зет) или зумеры
- c 2011 – A (альфа)
Делят поколения по буквам: все наверняка слышали, как говорят «Поколение зет». Так вот, смысл теории таков: примерно каждые четверть века рождаются люди, мировоззрение которых не имеет похожих черт с мировоззрением предков. В сфере человеческих взаимоотношений это называют проблемой отцов и детей. Теория объясняет причины недопонимания, учит, как их преодолевать и тем самым определяет способы общения и передачи знаний.
Дело в том, что сейчас в школах работают педагоги поколений «икс» и «игрек», но учит оно поколения «зет» и «альфа». Они-то как раз цифровые, а учителя у них аналоговые.
Зумеры используют технологии с рождения, на уроках они хотят получать быстрый доступ к любой информации. Длинные рутинные занятия - не лучший формат для таких детей. Они привыкли жить в условиях многозадачности и быстро переключаться на соцсети и мессенджеры. Они любят общаться мемами, эмодзи и картинками. И это нужно учитывать. Как это делают в школе-интенсиве для педагогов по геймификации. Вместо лабораторных занятий вводят квесты, где есть элементы игры, система рейтингов и вознаграждений.
Детсад в формуле «Школа - вуз - предприятие»
«На ИТ- форуме секция «Школы. Кадры для цифровой экономики» - это главное, самое важное направление, которое сейчас может быть. Мы все думаем, как сформировать кадры для предприятия, города, для экономики страны. Секция собрала представителей образовательных учреждений, вузов, университетов, - говорит руководитель научно-образовательных и профориентационных проектов одной из крупных омских проектных организаций Елена Николаева. - Программа «Школа - вуз - предприятие» реализуется в сложных условиях, когда в школах, даже в некоторых вузах, до конца ещё не прошёл процесс компьютеризации, а уже нахлынула информатизация; следующий этап - цифровизация.
Мы начинали проект со школьников старшего звена, потом поняли, что получение инженерного образования должно начинаться со среднего звена, и в прошлом году решили подключать детские сады».
Геймификация: играть обучая
«Характерная особенность нынешнего поколения - отсутствие мотивации к обучению; как говорят психологи, её уже просто нет. Почему это происходит? Потому что эти новые люди совершенно по-иному воспринимают информацию и по-иному её обрабатывают, - считает доцент кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике» ОмГТУ, к. т. н. Оксана Батенькина. - И мы должны понимать, как нам перестроиться, потому что они явно не изменятся, да это и невозможно. Здесь измениться должны мы как педагоги.
Чтобы обучать поколение зумеров, нужно помнить, что большую часть времени они проводят за играми. Нужно образование в этой связи геймифицировать. Не в целом, конечно, а взять какие-то элементы. Основу этого составляет достаточно большое количество психологических и поведенческих принципов. Это принцип вознаграждения и статуса, потому что им интересно соревноваться друг с другом».
Профориентация по-новому
«Интерес к ИТ-специальностям растёт и будет расти в ближайшие лет десять, потому что все организации всё больше автоматизируют свои процессы. Соответственно, необходимо заниматься подготовкой квалифицированных специалистов, заинтересованных в своей работе. И наша задача - готовить ребят не просто к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, но и к осознанному выбору профессии.
Главная задача современной профориентации - прояснять и развивать внутреннюю мотивацию человека, формировать карьерную грамотность, применять на практике и активно выстраивать своё личностное развитие под быстроменяющийся внешний мир. Чтобы утвердиться в профессии, понять, что это действительно твоё, нужно предоставить детям возможность проходить стажировки, посещать экскурсии, погрузиться в мир ИТ-специальностей, познакомиться с функционалом специалистов отрасли».
Екатерина КОСОВА, заместитель руководителя учебно-методического отдела центра «Логос»