103

Зачисление на кону. Начался новый тур олимпиады школьников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Омске 21/01/2015
Математика - один из самых популярных предметов на олимпиаде.
Математика - один из самых популярных предметов на олимпиаде. / Валерий Христофоров / АиФ

Всероссийская олимпиада – одно из главных событий для школьников. Ведь её результаты засчитываются во всех вузах страны. И если ребёнок является победителем, или призёром олимпиады, или членом международной сборной по тому или иному общеобразовательному предмету, то он имеет права не сдавать ЕГЭ по нему, будучи абитуриентом. Свои соревнования проводят и ведущие российские вузы. Но всероссийская олимпиада в некотором смысле – универсальная, она проводится по 21 предмету. А победители, призёры и педагоги, подготовившие лучших, получают материальное вознаграждение.

Стоит определиться

«На школьном этапе детям нравится принимать участие в олимпиадах сразу по нескольким предметах. Им это право предоставляется, потому они ищут себя и определяют, в каком направлении они более талантливы, – объясняет Елена Бебинова, главный специалист министерства образования Омской области. – Так, на муниципальном этапе приняли участие 15 тысяч человек, а количество работ составило более 208 тысяч».

Некоторые дети пробуют себя в восьми и даже в двенадцати дисциплинах сразу. Но всё же последующие этапы ставят школьников в более жёсткие рамки. В первую очередь определиться заставляет график – расписание олимпиады единое по всей России. Причём на заключительном этапе – это уже разные города. Здесь специалисты министерства образования призывают родителей пожалеть нервную систему своих детей и рассчитывать силы при подготовке, советуют принимать решение с учётом будущей профессии и направления, по которому ребёнок будет поступать в вуз.

Топ-5 самых выбираемых среди омских школьников предметов выглядит следующим образом: обществознание, русский язык, право, математика, история. Традиционно омичи становятся победителями и призёрами на олимпиадах по математике, информатике, экономике.

На школьном этапе работы оценивает жюри, состоящее из учителей, на муниципальном –педагоги образовательных учреждений, но уже высшей или первой квалификационной категории и преподаватели вузов, на региональном – преподаватели вузов. Они принимают участие и в подготовке участников олимпиад. Не секрет, что школы давно сотрудничают с университетами и академиями.

Вместо квоты – рейтинг

Уже второй год все результаты вносятся в электронную систему, поэтому результаты и место в общем рейтинге по каждой дисциплине можно узнать практически сразу же. В этом году изменилась система – теперь для того, чтобы ребёнок прошёл в следующий этап, он должен набрать проходной балл, который определяет организационный комитет.

«Раньше в старом положении была квота, то в этом году её не существует, есть рейтинг. Новый порядок даёт возможность детям, которые были просто участниками, например, на школьном этапе, принять участие в муниципальном этапе. Но и призёры муниципального этапа могут не попасть в региональный. Здесь не важно быть победителем или призёром, важно набрать тот балл, который необходим для участия в последующем этапе», – продолжает Елена Бебинова.

Свой рейтинг есть и у школ. Несколько лет его выстраивает «Учительская газета». Топ составляется по двум критериям: результатам ЕГЭ и всероссийской олимпиады. В этом году в рейтинг попали девять омских учреждений, в прошлом – шесть. В областном центре есть школы, которые традиционно готовят олимпиадников: гимназия № 117 и  лицей № 64 – по естественнонаучному и физико-математическому направлениям, гимназии № 19 и № 115 – по гуманитарному и языковому направлениям.

По результатам муниципального этапа олимпиады топ-5 школ Омска выглядит следующим образом. На первом месте оказалась гимназия № 117. Из 657 участников 345 стали победителями и призёрами. На второе место вышел  лицей № 64: 288 участников и 157 победителей и призёров. На третьем – гимназия № 115: 126 победителей и призёров из 515 участников, на четвёртом – гимназия № 19: из 238 участников 114 призёров, и, наконец, пятое место заняла гимназия № 140: 211 участников и 66 призёров. В областной рейтинг вошли образовательные учреждения из Исилькуля, Тары, посёлка Таврического, Калачинска и Нововаршавки.

Пробиваются через «сито»

На региональном этапе нашу область представляют 3 760 детей, из них 1 195 – из Омска. Местами проведения олимпиады в этом году стали ОмГУ, ОмГПУ, ОмГТУ, ОмГАУ, СибГУФК, юридическая академия и Дворец детского творчества.

«Учителя и без баллов видят потенциальных олимпиадников. Но есть дети, которые не прогнозируемы, они что называется «выстреливают». Обычного ребёнка можно приготовить для сдачи ЕГЭ. Но олимпиадники – совсем другая история, это особая категория, – рассказывает Елена Куприянова, руководитель департамента дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования Омской области. – Для них готовят задания совершенно другого уровня, и к ним, в отличие от ЕГЭ, не применимы слова «это не школьная программа», потому что задания предлагаются на широту и логику мышления, нестандартность решения каких-то проблем. Те наши дети, которые попадают на заключительный этап, действительно стоят дорогого. Вы не представляете себе, как сложно пробиться через Москву и Санкт-Петербург, через то «сито». Но они проходят, и делают это достойно».

Победители и призёры помимо диплома и ценных подарков получают и материальное вознаграждение. Система поддержки работает на всех уровнях. Есть стипендии от президента, губернатора, мэра. Так, в прошлом году в рамках президентской премии два омича получили по 60 тысяч рублей и семь – по 30 тысяч. Победителей и призёров собирают на ассамблее талантливых детей, а подготовивших их педагогов – на форуме. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

                     
        Самое интересное в регионах