Один из первых мартовских дней для большинства студентов университета – совершенно обычный. Во время пар коридоры пусты, из-за дверей доносятся голоса лекторов. В одной из аудиторий – тишина, нарушаемая лишь шуршанием бумаги и тихими переговорами. Студенты 5 курса по специальности «Журналистика» пришли в университет сдавать последний свой экзамен – «ГОСы».
– Это последние журналисты-специалисты, отучившиеся пять лет в универитете. И последний госэкзамен, скорее всего. Студенты из следующих наборов будут учиться 4 года и закончат учебу бакалаврами, – рассказывает Татьяна Шкайдерова, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики.
Принимать экзамен у журналистов предстоит другим – Татьяна Викторовна остается со студентами до начала экзамена, пока они готовятся.
Атмосфера в аудитории нервная. «Мы не успеваем!» и полушутливое «Все плохо!» раздаются во внезапный период паники и смеха, пока комната вновь не погружается в тишину.
За два часа будущим журналисткам нужно написать ответы на два вопроса, сделать анализ одного текста и отредактировать другой. «Не волнуйтесь, всё сдадите», – успокаивает девушек преподаватель.
Оправдалось ли предсказание, становится понятно несколько часов спустя. А всего через несколько минут после этого экзамен начинается.
Письменные работы отправляются на проверку, а студенты тем временем уходят отвечать за трибуну, удаляясь одновременно и от экзаменаторов, и от других экзаменуемых. Волнение мешает первому отвечающему говорить, но постепенно дела идут на поправку.
Студентки рассказывают про издания петровской эпохи и инфографику, изменения в прессе начала 20-го века и методы и приемы профессиональной деятельности журналиста. Пока за трибуной отвечают вытянутые билеты, преподаватели успевают проверить анализ и редактуру. Иногда им приходится обсуждать работы друг с другом – может сложиться впечатление, что отвечающего никто особо не слушает, но это не так. Стоит отчетливому диссонансу прозвучать в ответе, как у экзаменаторов появляются вопросы.
На этом экзамене кое-что преподавателей удивляет не слишком приятно. В работу выпускника, отучившегося на филфаке пять лет, прокрался «Тургеньев» и «тратуарная плитка». Не идеальным оказывается и устный ответ. Напряжение нарастает – обстановка действует и на тех, кому приходится отвечать непосредственно после неудачного выступления, даже если их собственная работа выглядит вполне достойно.
После первых пяти выступающих начинается короткий перерыв. В холле висит поздравление с 8 марта, на перемене этаж заполняют другие студенты, среди которых теряются пятикурсницы. Не обходится без слез – одногруппницы утешают уже ответившую подругу, сами еще не зная, чем закончится экзамен для них.
В это же время преподаватели на кафедре за чаем почти не касаются темы экзамена– беседуют на свои, преподавательские и просто человеческие, темы.
На второй части экзамен в аудитории немноголюдно – «отстрелявшиеся» ждут своей оценки в других местах. Ответы с трибуны звучат уверенные и логичные, а некоторые письменные работы заслуживают щедрой похвалы от преподавателей.
– Я всегда ценю, когда в ответах студенты показывают собственный авторский стиль, – говорит Елена Малышева, исполняющая обязанности заведующего кафедрой журналистики, – тем более, если это анализ чужого текста, а не свой материал. Отличная работа.
И такая работа – не одна.
Наконец все 10 человек – половина группы ЯЖС-905, часть студентов которой уже сдали экзамены накануне, – заканчивают выступления. В аудитории остается только экзаменационная комиссия. Обсудить результаты экзамена преподаватели успевают за 15 минут: как правило, оценки очевидны и не вызывают вопросов. В спорных случаях, когда неясно, были ли помарки в ответе результатом волнения или закономерным итогом небрежной учебы, репутация все-таки может «спасти» студента – иногда комиссия вспоминает, как провели эти годы в университете пятикурсники. Однако касается это больше колебаний между «четверкой» и «пятеркой».
Все решено – настает время объявления результатов. Лица студенток уже спокойней, чем перед ответом, но волнение заметно.
Прозвучала среди отметок и единственная оценка «неудовлетворительно». В этой группе на первом курсе было больше 30 человек, до последнего доучились только 23. И хотя это не последнее испытание – им еще предстоит защищать дипломные работы, – в этот и предыдущий день многое определилось: например, стало понятно, кто из студентов действительно сможет претендовать на красный диплом, а для кого этот вопрос больше неактуален.
– Госэкзамен – это проверка того, чему ты научился за пять лет. Для журналистов он вдвойне важен. С одной стороны, проверяется сформировавшаяся личность: имеется ли у студентов представление об ответственности журналиста, какая у них позиция, принципы. С другой стороны, в письменных ответах они демонстрируют свой сложившийся стиль. Уровень в целом был достаточно высокий. Те, кто получил оценку «отлично» – они заработали ее. Напишите, что комиссия не ставит у нас оценок просто так, – говорит Елена Малышева, доктор филологических наук. – И вы были свидетелем: человек, который не заслужил диплом журналиста в этом году, его и не получит. А «пятерки» получили не те, кто просиживал здесь эти пять лет, а те, кто действительно неглуп, много читает, умеет говорить и аргументировать свое мнение.