Примерное время чтения: 9 минут
525

Жульё на проводе. Омичи продолжают доверять мошенникам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Омске 11/02/2015
пенсионеры не раздумывая отдают свои сбережения преступникам
пенсионеры не раздумывая отдают свои сбережения преступникам / Александра Горбунова / АиФ-Омск

В прошлом году в Омской области зарегистрировано 713 фактов мошенничества, а с начала этого года – уже 83.  Цифра, казалось бы, небольшие, если не знать, что в 2013 году случаев жульничества было на 35% меньше. А если учесть, что потерпевшие в основном пожилые люди, отдавшие свои накопления «на чёрный день» мошенникам,  молчать о проблеме становится просто невозможным.

Полмиллиона отдала своими руками

В новогодние каникулы, когда вся страна наслаждалась отдыхом, 70-летняя омичка отдала мошенникам полмиллиона рублей. В полиции пенсионерка рассказала, что на домашний телефон ей позвонил мужчина, голос которого был очень похож на голос её сына.

Мужчина взволнованно начал рассказывать, что попал в ДТП, но договорить он не успел – связь прервалась. Женщина стала в волнении метаться по квартире, не понимая, что же делать, а в это время вновь раздался звонок, и на том конце провода мужчина представился следователем. Он попросил дать ему номер её мобильного телефона, и спустя несколько минут перезвонил вновь уже на него. Мужчина сообщил, что проблему сына можно решить быстро и просто: заплатить  полмиллиона рублей. Старушка согласилась.

Жертвами мошенников по большей части становятся пенсионеры Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Лжеследователь прислал машину, которая отвезла пожилую женщину, не чувствующую от волнения ни рук ни ног, в банк. Там пенсионерка сняла с карты 500 тысяч рублей, их и  свой мобильник она тут же отдала водителю. После чего «спаситель» уехал. Когда старушка позвонила сыну, выяснилось, что никакого ДТП не было, и проблем с законом у него тоже нет.

Доходит до абсурда: сейчас омские полицейские занимаются расследованием случая, когда женщину в течение двух дней осаждали мошенники, но в полицию она пришла только после того, как преступление свершилось. За деньгами в первый раз к ней приехал таксист, который догадался о схеме преступников. Он объяснил пожилой женщине, что его за вознаграждение попросили забрать  у неё конверт с деньгами, но он не станет этого делать, так как понимает, что её просто хотят «развести» на деньги. И посоветовал больше не верить подобным телефонным звонкам.

Однако, когда на второй день ей опять позвонили и попросили вновь передать деньги для того, чтобы «спасти» близкого родственника, она выполнила просьбу мошенников. Другой таксист оказался не обременён угрызениями совести и спокойно забрал крупную сумму. Опомнилась женщина лишь спустя несколько дней, после чего пошла в полицию…

Блокировка мозгов

Почему люди слепо верят мошенникам? Почему отказывает здравый смысл даже у самых адекватных? Психологи объясняют это тем, что негодяи, промышляющие таким жульничеством, хорошо разбираются в людской психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва сама выдаёт при общении с ними.

Александр Третьяков, ВРИО замначальника отдела «К» УМВД России по Омской области предупреждает:

Порой, только сняв трубку и услышав слова, что с сыном (братом/мужем) произошла беда, люди начинают сами подкидывать мошенникам зацепки. Например, переспрашивают: «Андрей, это ты?» и т. д. Всё более распространённым становится и другой способ мошенничества: на телефон приходит смс о том, что банковская карта заблокирована, с указанием номера счёта, на который нужно перевести свои денежные средства. Вместо того, чтобы позвонить по номеру колл-центра банка, указанному на любой карте, некоторые люди в страхе подчиняются указаниям преступника.

Пострадавших порой сбивает с толку тот факт, что номер, с которого приходят сообщения начинается с цифр 8 800. Их ещё называют в народе госномерами, однако за деньги можно купить и «серьёзный» номер.

Такие сообщения получали многие омичи Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Доверчивых омичей обманывают не только по телефону. В 2014 году в Омске под предлогом установки фильтров для воды преступники обворовывали пенсионеров. Пожилые люди пускали в дом разговорчивых сантехников, а жулики незаметно выносили деньги и драгоценности. Ещё преступники очень любят представляться соцработниками – этой службе старики верят и открывают двери всегда. Прозрение приходит поздно, и для многих становится непосильной ношей.

Лариса Цыгал, начальник информации и общественных связей УМВД России по Омской области отмечает:

Очень часто после таких преступлений пожилые люди жалеют даже не столько о потерянных деньгах, сколько о том, что они не оправдали ожиданий своих детей, подвели их. Они начинают заниматься самоедством. Беспрестанно корят себя за случившееся и, в конечном итоге, это всё очень сильно отражается на их здоровье. Поэтому очень важно оградить от подобного рода преступлений наших родных. А сделать это можно, если в десятый, сотый, тысячный раз рассказать о том, что в желании завладеть чужими средствами преступники ни перед чем не останавливаются.

Кино поможет?

Чаще всего, по словам полицейских,  телефонные преступления совершают граждане, находящиеся в местах не столь отдалённых, у которых представления о морали отсутствуют напрочь. В омском регионе промышляют заключённые из Сургута, Кургана, Ханты-Мансийского округа, как правило, это мужчины 25-40 лет, отбывающие наказания за тяжкие преступления. Откуда в колонии сотовые телефоны? На этот вопрос полицейские не могут ответить, потому что система ФСИН не в компетенции ведомства, но по каждому установленному случаю мошенничества, совершенного преступником из мест заключения, руководству учреждении уголовно-исправительной системы направляется представление.  

Сейчас омские полицейские готовят настоящий контрудар по мошенникам и просят рядовых омичей не оставаться равнодушными к проблеме. Уже сегодня социальные ролики крутятся на ТВ, в кинотеатрах, звучат по радио. На помощь стражам порядка должны прийти и сотовые операторы. На днях в областном УВД прошла встреча сотрудников силовых структур с представителями крупнейших омских компаний мобильной связи.

От редакции

Важно понимать, что в полицию обращаются лишь граждане, которые уже реально пострадали от действий преступника. К сожалению, звонки от тех, кого пытались обмануть, но у мошенников ничего не вышло, не поступают. А зря! Ведь если бы омичи, на сбережения которых покушались мошенники, звонили в полицию и рассказывали о таких попытках, обнаружить злоумышленников было бы проще.  

Кстати

Ни при каких условиях не сообщайте по телефону свои личные данные: фамилию, имя, отчество, адрес, номер и пин-код банковской карты. Если звонящий представляется сотрудником банка - перезвоните по телефонам, указанным на карте или в договоре, чтобы уточнить представленную информацию и не лишиться денег. Самое главное – не паникуйте! Остановитесь, подумайте, а только потом предпринимайте какие-то действия.

Официальные мнения

– Всегда удивляет тот факт, что потерпевшие стороны сначала передаются деньги, а потом звонят близким родственникам, которые сообщают, что ничего страшного не случилось. Потом люди идут в органы внутренних дел, – говорит Николай Сергеев, замначальника Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области  – Объяснение этому, лишь то, что мошенники тщательно готовятся к разговору, часто звонят ночью, действуют как тонкие психологи. Часто звонящий просит перевести деньги на указанный счёт или отдать определенному человеку, при этом требуя, чтобы жертва не клала трубку до тех пор, пока деньги не будут переданы. На эти уловки ведутся порой даже самые адекватные, здоровые люди, которые слышали и читали о подобных преступлениях и даже чувствовали подвох, не говоря уже о менее подготовленных гражданах.

– Мошенники выбирают жертву методом тыка, так что попасть в поле зрения жуликов может абсолютно любой, однако не все ведутся на такие сообщения. Еженедельно мы регистрируем на основании сообщений клиентов не менее 300 попыток телефонного мошенничества, – рассказывает Аркадий Ливак, директор по обслуживанию сотовой связи  омского оператора – Мы сотрудничаем и с другими операторами, и если получаем информацию о попытке мошенничества, то номера телефонов, с которых были совершены звонки, блокируем. Однако могу сказать, что мошенники постоянно совершенствуют методы обмана. Например, сейчас есть вирусы, которые заражают телефоны на базе Android. Они проверяют подключение симки к банковской карте, а затем, если подключение подтверждается, специальная программа списывает со счёта клиента деньги. При этом смс-сообщение о снятии средств от банка перехватывается и уничтожается. Человек узнаёт о том, что у него украли деньги, лишь спустя время, иногда очень долгое. Внести вирус в систему можно просто совершив звонок на телефон и дождавшись ответа.   

– Этот вопрос очень болезненный. Часто приходится слышать  мнение, что мол, в таких случаях люди сами виноваты, нужно было головой думать… Но представьте себе на минуту, насколько беззащитным оказывается человек в тот момент, когда ему сообщают: с его родными случилась беда. Первое и естественное желание – помочь любой ценой.  И не стоит за это смеяться над людьми, – говорит Людмила Попова, замдиректора крупного омского кинодосугового центра. – Что касается нашего киноцентра, то мы  готовы к сотрудничеству с полицией, перед просмотром фильмов показываем социальные ролики на тему профилактики разных видов мошенничества. Сотрудники правоохранительных органов после таких целенаправленных акций  отмечают всплеск звонков к ним с рассказами о подобных действиях преступников, с указанием номеров телефонов, с которых у людей вымогали деньги. Это приводит к уменьшению числа преступлений.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах