В середине июля несколько госучреждений Омской области, в том числе городские школы, детская городская больница № 4, центральная районная больница и медсанчасть МВД России могли остаться без продовольственного обеспечения. Под угрозу срыва было поставлено исполнение госконтрактов.
В качестве независимого арбитра в ситуацию вынужден был вмешаться региональный минсельхоз, однако переговоры между конкурсным управляющим хлебзавода и арендаторами продолжались около двух недель.
Перед фактом
Проблема в том, что госконтракты на поставки хлебной продукции исполняются на оборудовании завода, находящегося в состоянии банкротства. Его конкурсный управляющий известил омских производителей «Форнакс» и «Хлебница-Омск» о том, что с ними расторгаются договоры аренды. Оказалось, взамен найдены два новых арендатора – новосибирские «Система» и «ПродТорг».
Только в ходе переговоров руководства минсельхоза с собственниками предприятия было получено подтверждение, что хлебозавод выполнит ранее взятые обязательства. Не обошлось, правда, без мудрёных схем. В частности, предприятие «Система» будет продавать хлеб «ПродТоргу», тот – «Хлебнице», а она уже перенаправит продукцию омским госучреждениям. Вопрос на засыпку: скажется ли такая перепродажа на цене изделия?
Смутные сомнения
Не секрет, что федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ставит всех участников торгов в странную ситуацию, когда для того, чтобы победить, необходимо до предела снижать цену контракта. Но в чём тогда экономическая выгода для победителя? Эти вопросы волнуют многих омских производителей.
– За сравнительно короткий промежуток времени мы участвовали в нескольких конкурсах, которые касались закупок овощей, – говорит Елена Смирнова, омский предприниматель. – Вместе с нами в торгах принимали участие предприятия, с которыми мы уже неоднократно встречались на предыдущих конкурсах. Надо сказать, что им удавалось снижать цену в два, а то и в три раза. На первый взгляд, в их действиях начисто отсутствовала любая коммерческая выгода. И волей-неволей закрадывались мысли, что здесь работают «серые» схемы, которые позволяют им каким-то образом добирать недостающие доходы. Один раз я решила, что вопреки всему буду снижать цену до победы. И всё же мне пришлось уступить конкурентам, когда убыток стал для меня просто запредельным.
Увы, таким условиям либо подчиняются, либо находят иной способ заработать.
– Я, например, мог бы поставлять хлебобулочные изделия в детские дошкольные учреждения или больницы, но крайне низкая цена станет для меня просто самоубийственной. Поэтому я при всём желании не могу сотрудничать с госучреждениями, – считает Станислав Крюков, предприниматель из Омска. – Мне выгоднее реализовать свою продукцию в рестораны.
Дешевле – не лучше
Увы, в 44-м законе главным критерием избрана низкая цена, а не качество или стабильность поставок. Неудивительно, что госконтракт отдают обанкротившемуся хлебозаводу. Есть и курьёзные случаи, когда поставками хлебобулочных изделий, к примеру, для госпредприятий Тарского района занимается... поставщик из Перми. Какой свежести будут эти булочки после длительного пути, легко себе представить.
– Если бы у законодателей была налажена обратная связь с населением, они бы уже давно поставили критерий качества на первое место, – уверен Вячеслав Федюнин, управляющий Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства. – Также надо признать, что федеральный закон принят в пользу крупных сетевых структур, конкурировать с которыми малому бизнесу очень сложно. Для участия в торгах необходимы финансовые гарантии. Даже если предприниматель найдёт деньги на предоплату, скажем, возьмёт банковский кредит, пусть он победит в торгах и выполнит госконтракт, у него нет никакой уверенности в том, что ему заплатят вовремя. Имеются вопиющие факты, когда муниципалитеты задерживают оплату по госконтрактам на несколько месяцев.
От редакции: Рыночная экономика не терпит пустоты. Нишу слабеющих омских предпринимателей постепенно занимают крупные иногородние поставщики из Тюмени, Новосибирска, Перми. И хотя в муниципальных районах Омской области могут выращивать свой картофель или печь хлеб, эту продукцию всё равно завозят к нам извне, повинуясь требованиям федерального закона. А ведь в Красноярском крае уже научились успешно опротестовывать федеральное законодательство в судебном порядке. И жить по уму, а не по мёртвой букве закона.
Создан прецедент
– Сегодня поддержка местного производителя становится фактором конкурентного преимущества, – комментирует Вадим Морозов, председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области. – Даже поляки, буквально заполонившие Европу замороженными овощами, признали, что в свежих огурцах с грядки значительно больше минералов. На этом фоне кажется странным, что в России относятся к питанию детей спустя рукава. Поддержка своих предпринимателей в данном случае должна ставиться во главу угла, так как чем меньше времени требуется на доставку продукта, тем он свежее. Хороший прецедент создан в Красноярском крае, где депутаты подготовили законопроект в поддержку местных товаропроизводителей. При этом они заведомо знали, что их инициатива вступает в противоречие с федеральным законодательством. Тем не менее, они защитили свою позицию в суде и теперь действуют, руководствуясь судебным решением.
Просчитать все варианты
– Чтобы улучшить ситуацию с госзакупками, в нашем регионе звучат предложения о создании единого логистического центра, который бы полностью взял эти функции на себя, – говорит Ирина Живаева, член Общественной палаты Омской области. – Но для того чтобы эта идея имела практический успех, необходимо просчитать всё до мелочей, учесть все прогнозы специалистов. Допустим, бюджетные учреждения – школы, детсады, больницы – будут освобождены от выполнения несвойственных им функций по осуществлению госзакупок. А что получит от реализации этой идеи малый и средний бизнес региона? Ведь именно он наполняет местный бюджет налогами. И не получится ли так, что логистический центр также выстроит свою политику не в пользу омского товаропроизводителя? Не забывайте, что специалистам центра необходимо будет платить зарплату, и эти расходы могут неизбежно сказаться на цене для конечного потребителя.
Вопреки трудностям
– Торги по госзакупкам представляют для нас определённую сложность, – говорит Сергей Скачков, главный врач Любинской районной больницы. – Ведь кроме продуктов питания, госзакупки проходят и по медикаментам, оборудованию, топливу. Специально для выполнения этой работы у нас выделен отдельный сотрудник. Особенно сложным было вхождение в процесс торгов в этом году. Прежний специалист уволился, а новому требовалось время на адаптацию. Хотелось бы сказать, что хлеб мы закупаем напрямую у местных производителей, а вот молоко у фирмы-посредника. Несмотря на трудности, в целом работа на торгах нас устраивает. Мы провели собственные подсчёты и пришли к выводу, что нам выгоднее самим заниматься закупками, нежели пользоваться услугами сторонних логистов. Хотя, если будет создан единый логистический центр, он должен будет учитывать все особенности местного рынка, в т. ч. возможности предпринимателей и потребителей услуг.