В его фотографиях – целая эпоха жизни страны и её знаковые личности: Иосип Броз Тито, Михаил Горбачёв, Борис Ельцин, Юрий Левитан, Александр Солженицын, Мстислав Ростропович… Перечислять можно бесконечно. В свои 75 лет Борис Викторович Метцгер по-прежнему не расстаётся с камерой и последние годы является фотографом Омского горсовета. Недавно его имя внесли в Книгу почёта деятелей культуры Омской области.
«Чиновники» – грубое слово»
Борис Метцгер: Если тебя награждают, то ты приходишь к мысли о том, что это заслуженно. Я ведь с начала 1960-х годов прошлого века снимаю все события, происходящие в Омске. Наверное, я ощущаю себя частью истории города – вы не представляете, сколько тысяч негативов у меня лежит в архивах. Да и не только города – перед моим объективом прошла целая эпоха. Я побывал на семи комсомольских съездах, которые проходили раз в пять лет. Был на двух партийных съездах. Снимал артистов, спортсменов, чиновников… Хотя «чиновники» – грубое слово. Ну как Сергея Иосифовича Манякина можно назвать чиновником? Это был человечный человек, который любил людей и тщательнейшим образом работал над кадрами. Секретарь райкома – это такая глыба была…. Если к нему с каким-то вопросом обращались, то он решался моментально. Правда, не все могли к нему попасть (улыбается).
– Из всех чиновников Омска Вы именно Манякина вспоминаете чаще всего?
«Время было другим»
– Это эпоха так повлияла на наших политиков?
– Не только эпоха. Я не могу сказать, что в СССР все работали за идею. Когда я смотрю старые фотографии, понимаю, насколько другим было время. У современных людей даже взгляд изменился. Я членом партии никогда не был, но я за комсомол и пионерию, так как это было лестницей воспитания.
– У Вас было столько заманчивых предложений уехать из Омска и работать фотографом в других странах – почему остались в Сибири?
– Я родился в Омске. Тут своя земля, свои люди. Я всех знаю, и меня все знают. Омск очень похорошел за последние несколько десятков лет, превратившись из провинциального города в красивый мегаполис. Я рад, что здесь живу. Да, мне много раз поступали предложения работать в других городах. Помню Олимпиаду в Германии. Я дружил тогда с комментатором Николаем Озеровым и, приехав в Мюнхен, первым делом отправился к нему. Он порекомендовал мне сделать фотовыставку. Я напечатал снимки, и что тогда началось… От предложений работать с газетами и журналами не было отбоя. Тогда мне было достаточно поставить подпись на каком-нибудь контракте. Я отказался, но никогда не жалел об этом.
«Я не щёлкаю, я наблюдаю»
– Борис Викторович, почему многие современные фотографы не выдерживают работы в СМИ? Да и не хотят трудиться в газетах, если честно.
– Не у всех выработано внутреннее чувство ответственности. Да и эти чёртовы цифровые камеры отпечаток на работу накладывают. Сейчас все привыкли бесконечно нажимать на затвор камеры. А я не щёлкаю, я наблюдаю. Если есть момент – ловлю его. Старые камеры заставляли думать – диафрагму поставить соответствующую, выдержку, резкость, ракурс подобрать и сюжетно всё оформить. Сейчас же фотографы просто нажимают на кнопочку. И, конечно, хорошей школы фотожурналистики у нас нет. Мне повезло учиться ремеслу у мастеров своего дела. Меня учили смотреть другими глазами на то, что происходит вокруг. Не просто фиксировать факты, а пропускать кусочек жизни через себя. Показать внутреннее состояние человека. Это на самом деле сложно – нужно быть и психологом, и режиссёром. Нужно уметь увидеть кадр, а не механически нажимать на кнопку. Когда я смотрю свои старые фотографии, то понимаю, что мечтаю собрать их когда-нибудь в одну книгу и выпустить. Хочется, чтобы эта эпоха жизни Омска не осталась исключительно в моих архивах.