Казаки Прииртышья славятся не только своими богатыми традициями, но и порой не совсем здоровой активностью. В частности, они ратовали за отмену концертов Бориса Моисеева и «Океана Эльзи», а также обращались к Путину с требованием вернуть Крым России.
В ближайшее время забот у казаков явно прибавится, и, смеем надеяться, уровень их значимости будет выше участия в культмассовых мероприятиях. Они будут не только охранять морально-нравственное здоровье молодёжи, но и нести службу государеву, в том числе охранять общественный порядок.
Бублики и иконы
Казачеством здесь на самом деле дышат. По сей день люди живут здесь практически только натуральным хозяйством – разводят скот, выращивают хлеб, занимаются рыболовством и пчеловодством. Сейчас в станице, помимо личных подсобных хозяйств, работают девять фермерских. Правда, местные жители разводят руками и сетуют, что проблем тоже хватает. Например, сбыт мёда, которого в запасниках станицы накопилось более 15 тонн.
Единственная в станице школа больше напоминает музей, чем учебное заведение. Согласитесь, не каждый день увидишь в школьном коридоре расписные ковры, иконы и самовар с бубликами. Мальчики уже с начальной школы могут похвастаться мастерством владения шашкой, винтовкой и стрельбой из лука, а девочки удивят задорным пением и гастрономическими изысками. Есть такие классы и в других сёлах.
– В нашей школе в Лукьяновском сельском поселении в прошлом году первый раз набрали класс с казачьим уклоном, – говорит Светлана Любоженко, мама первоклассника. – Моему сыну Мише и форма нравится, и шашки, и сабли, и лошади. Казачество дисциплинирует, развивает у детей чувство ответственности.
Энтузиазм за деньги?
Что касается взрослых казаков, то их активность начинается с патриотического воспитания молодёжи и заканчивается дежурством на пожарных постах. И если раньше они занимались этим бесплатно, то теперь казаков, при условии официальной регистрации обществ, переведут на госслужбу.
В Омске тоже займутся реализацией федерального закона «О государственной службе российского казачества». Представители президента России в Сибирском округе и министерства юстиции специально побывали в областном центре и в селе Генераловка, чтобы обсудить вопрос о внесении омского казачества в госреестр.
– Нужно, чтобы казачьи общества, внесённые в государственный реестр, заключали договоры и соглашения с уполномоченными органами, – считает Александр Плотников, начальник ГУ Минюста России по Новосибирской области. – Казаки должны получать заработную плату за свою работу.
Стратегия развития казачества на федеральном уровне принята до 2020 года. Сибирский федеральный округ занимает второе место по внесению казачьих сообществ в государственный реестр. Сегодня на территории Сибири зарегистрировано 253 казачьих общества, 33 из них находятся в Омской области, это третье место по СФО.
Чтобы общественные организации стали боеспособными подразделениями, требуется активное желание самих казаков.
Стать воинами
Сейчас модно ссылаться на опыт императорской России. Казачество в те времена являлось уникальным военным сословием. Главное его предназначение – охрана государственных границ. Эта своеобразная система безопасности, протянувшаяся на десятки тысяч километров по рубежам России, включала к 1914 году 11 казачьих войск. Наиболее крупные из них – Донское и Кубанское, численность которых превышала 2 млн человек! В Сибири казачьи станицы были меньше, чем на южных окраинах страны, но и здесь они насчитывали 172 тыс. человек.
В наше время все эти навыки не являются передовыми в военном искусстве. Ведь и казаки в 19 веке не пользовались прадедовское оружие. Логичнее было бы оснастить нынешние казачьи подразделения современным стрелковым оружием, а не шашками.
Быть может, внесение казаков в госреестр – первый шаг к возрождению былого величия. Поживём – увидим.
От редакции: Удивительную боеспособность казачьих войск обеспечивала привязанность к родной земле. Казачеству принадлежало 65 млн десятин земли, на которых проживало 4,4 млн человек. Неудивительно, что во время массовой мобилизации казачество могло одновременно поставить под ружьё почти 500 тыс. хорошо экипированных солдат. Эти люди осознавали себя отдельной этнической общностью. Формально в рядах казаков были русские, украинцы или буряты, но в графе национальность (если бы она тогда была) каждый из них написал бы «казак». И сейчас есть такой особенный народ – казаки. Однако цифры статистики уже не в их пользу. Скажем, Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что только 140 тыс. человек или 0,10% от населения России считают себя представителями этого этноса. В Сибирском федеральном округе таких оказалось не более 700 человек, а в Омской области – всего лишь 12. Данные переписи 2010 года ещё более удручающие: численность казаков в нашей стране составила только 67 тыс. человек.
Сибирское казачье войско ведёт свой отсчёт с 1582 года. Именно тогда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». И оно стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского). Ядро войскового сословия Сибирского войска восходило к городовому казачеству Западной Сибири XVII века. В 1846 и 1849 годах за счёт зачисления в казаки крестьян численность Сибирского казачьего войска возросла почти в два раза.
И воин,и хлебороб
– В XX веке казачество перестало быть общественным явлением, скорее оно переросло в семейные традиции, сегодня люди бережно хранят их в своих домах, – говорит Наталья Седина, директор Генераловской школы Одесского района. – Когда Советский Союз прекратил своё существование, потомки тех казаков, которые когда-то пришли в Генераловку, задумались о том, что необходима связующая нить, которая сохранит поселение. А что может быть лучше, чем заповеди наших отцов и дедов? Так в Генераловке и закрепилось казачество. У нас не только особая система воспитания в школе – в учебную программу включены занятия по джигитовке, стрельбе из винтовки, основы православной культуры. Девочек мы воспитываем как женщин-хозяек. В станице у нас крепкие фермерские хозяйства. Казак не только воин, но и хлебороб. Для нас казачество – это то будущее, которое позволит создать такую атмосферу в станице, когда дети будут не уходить из семьи, а возвращаться в неё.
Госслужба – необходимость
– Во многих казачьих обществах закон уже реализован несением службы по охране общественного порядка и обеспечению пожарной безопасности, – говорит Геннадий Привалов, атаман Омского казачьего войска. – С прошлого года в Омской области мы начали вводить добровольные дружины. Это позволило молодому поколению прийти в казачество. Переход на госслужбу – необходимость. Сейчас в России 11 зарегистрированных казачьих войск, в Сибири есть Сибирское войско, в состав которого входит 9 субъектов РФ. У нас в регионе уже образовано 6 казачьих пожарных постов, мы несём службу по охране общественного порядка – в прошлом году с 1 сентября официально приступили к этой работе. Количество пожарных постов в этом году будет увеличено, планируются соответствующие субсидии Омской области. Ждём методической помощи от МЧС, МВД и других силовых структур. Что касается ношения оружия, то этот вопрос будет решаться в будущем, всё это довольно сложно и ответственно.
Культура прадедов
В Омске есть даже целый театр, посвящённый казачьей культуре. Его участники не скучают – активно участвуют в общегородских праздниках, устраивают костюмированные балы и небольшие реконструкции исторический событий.
– С коллективом я с лета 2011 года, – рассказывает Александр Новгородцев, актёр казачьего театра исторического танца и костюма «Белая Столица». – Давно интересовался историей, военной в частности, наблюдал за жизнью сообществ реконструкторов, но только тогда появился шанс попробовать самому. Для меня «Белая Столица» – продолжение моей актёрской деятельности, жизни на сцене. Героический репертуар в театрах сейчас не очень в моде, и именно здесь я имею возможность погрузиться в другие эпохи, примерить на себя новые образы и отдать дань памяти подвигам наших предков. Интерес к казачьей культуре в нашей области, исторически казачьем краю, заметен, и в последние годы, как это хорошо видно изнутри культурного сообщества, здесь наблюдается значительный рост этого интереса. Сибирское казачье войсковое общество всё активнее заявляет о себе, в том числе и в сфере культуры, хотя эта тенденция не чисто омская, то же самое заметно и в Донской области, и на Кубани, и на южном Урале. Многие коллективы ранее чисто русской народной направленности делают новые номера на казачью тематику, некоторые из них даже начали полностью позиционировать себя как казачьи ансамбли. Активизация деятельности казаков – общероссийская примета времени, находящая поддержку у органов власти.