13 марта страшная трагедия произошла в Черлакском районе в селе Большой Атмас – повесились две девочки, 15 и 16 лет. Одну удалось спасти, она в больнице в тяжёлом состоянии, вторая скончалась. Свести счёты с жизнью подружки решились из-за неразделённой любви.
Всего же с начала года омские подростки совершили 11 попыток суицидов, две из них закончилась трагически.
17 марта в Черлакском районе прошло внеплановое выездное совещание по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков. Специалисты попытались на месте выяснить причины трагедии. Не слишком ли поздно?
Не заметили?
– Участковый в деревне Большой Атмас появился полгода назад, после чудовищного случая, когда семилетнего Колю Кукина убил родной отец. Однако сейчас страж порядка там не живёт, а это очень важно, чтобы в каждом населённом пункте участковый уполномоченный находился постоянно, – рассказывает Галина Наумова, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Черлакского района. – Я не утверждаю, что если бы он там был, то подобное не случилось, но вероятность того, что этого можно было бы избежать, велика. Другая проблема – это взаимодействие с экстренной службой социальной помощи. Она есть в районе, но пока у нас не получается тесного контакта. Дело в том, что психологов, которые могут помочь, там нет. Сама экстренная социальная служба работает не круглосуточно, поэтому возможности обратиться за помощью ограничены.
– Я не могу поверить, что никто ничего не замечал и не предполагал. Такого не может быть! Значит, просто не увидели, не услышали! – говорит Михаил Машкарин, член Общественного совета при УМВД России по Омской области. – У меня на факультете есть студентка, тоже из Черлакского района, получает президентскую стипендию, умница, каких поискать. Так почему одни счёты с жизнью сводят, а другие заканчивают университет с красным дипломом? Просто рядом с одними никого не было в трудную минуту, а других окружали родители, бабушки, дедушки, учителя и вели их по жизни, объясняли элементарные вещи, вроде тех, что жизнь – это самое ценное, что есть у них, и прерывать её глупо только потому, что кто-то не оценил и не заметил.
Суициды среди детей и подростков – больная тема для региона. Статистика тех, кто решил свести счёты с жизнью, пугает, и её не спишешь на сезонные обострения. Самоубийства и в 2013 году происходили вне зависимости от времени года. Психологи часто говорят о том, что эту тему нельзя поднимать в СМИ. Дескать, журналисты привлекают ненужное внимание к проблеме. Но разве можно молчать, когда в петлю лезут дети?
Есть в регионе и случаи доведения до самоубийства. Последний произошёл в учебном центре ВДВ. Здесь младший сержант регулярно издевался над рядовым Артёмом Стрехолетом, после чего последний, не видя иного выхода из ситуации, выпрыгнул с четвёртого этажа казармы. К счастью, молодой человек выжил, но находится в госпитале с переломом позвоночника. В гарнизоне разводят руками – ничего подобного раньше у них не случалось.
Дети – «бегунки»
– Побег – это сигнал к тому, что родителям или работникам детских учреждений надо насторожиться, – считает Ирина Кучук, старший инспектор по особым поручениям управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Омской области. – Нужно выяснить причину ухода, пообщаться с психологом, восстановить доверительные отношения между взрослыми и ребёнком.
Внешне дети-«бегунки» не отличаются от сверстников, просто гуляющих по городу или проводящих досуг в гипермаркетах. Зато их ориентировки есть у охранников всех магазинов, их фотографии можно найти на сайте омской полиции. Поэтому, если кому-то из взрослых показалось, что он видел ребёнка, находящегося в розыске, то следует звонить в полицию.
Не хватает веры?
– Когда происходят подобные трагедии, все ведомства наперебой начинают доказывать, какие они хорошие, рассказывают, какая проводится работа, но забывают о том, что всё это не имеет смысла, если с детьми всё-таки случается беда, – делится протоиерей Михаил Вивчар, член Общественного совета при УМВД России по Омской области. – На суицид обычно решаются дети, лишённые родительского внимания. В истинно христианской семье подобного не случится. Дело в том, что современный мир, общество предлагают детям повзрослеть раньше, чем это нужно. Агрессивная реклама на ТВ, фильмы, Интернет-игры подстрекают молодёжь к праздному образу жизни, в которой нет места любви, трудолюбию, уважению родителей. И часто в потоке развлечений и, казалось бы, огромного числа друзей, подростки чувствуют себя одинокими. В церковь иногда обращаются родственники самоубийц с мольбой отслужить службу. Но подобные просьбы невыполнимы, в православии самоубийство – страшный грех.
От редакции: Уныние, эйфория, беспричинная радость и вновь тоска – эти чувства свойственны подросткам. В этом возрасте даже грубое слово, сказанное одноклассником, или полученная в школе двойка, воспринимаются как трагедия. Но в силах взрослых не допустить, чтобы подросток оказался погружён в бездну отчаяния.
Важно донести до них истину: всё можно исправить, пока мы живы, и ничего уже не изменить после смерти.
Что-то важное упустили
– Когда мы говорим об отсутствии духовно-нравственного воспитания среди молодёжи, приходится признавать, что родители тоже не на высоте в этом смысле, – говорит Ольга Бучко, начальник управления по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав областного минспорта. – Нужно пересмотреть тематику родительских собраний, родителям нужно помочь. Мы побывали в Черлакском районе не для «борьбы с ведьмами», не для того чтобы отыскать виновных, наказать и уехать. Наша задача – разобраться в произошедшем и не допустить повторения. Очень многое заставляет задуматься. Дети заигрались в виртуальную жизнь, где можно умереть, а потом проснуться; они стали шантажировать взрослых подобными поступками. Они перешли определённую грань и не понимают нас, взрослых. Мы росли атеистами, но знали, что самоубийство – это великий грех, это страшно. Почему мы не научили этому наших детей? Нам всем стоит об этом задуматься.
Синдром бродяжничества
Воспитанники детских домов в последние годы всё реже убегают на волю, хотя, так называемый «синдром бродяжничества» встречается и у них.
– Ребёнок вполне может сбежать и из нормальной семьи, – рассказывает Вера Шикло, старшая вожатая детского дома № 5. – Причём на первый взгляд всё выглядит благополучно, но внутри у него появляется нечто, что заставляет уходить. Есть «синдром бродяжничества», когда детям нужно куда-то идти или бежать не потому, что им плохо или у них такой характер, а потому что имеет место расстройство психики. У него это в крови – куда-то идти, хотя на вопрос: «А зачем?» он не ответит. Иногда говорят, что дети сбегают от переизбытка внимания, избалованности, но, я уверена, что это происходит всё же от недостатка любви. Часто – в сочетании с эгоизмом ребёнка и желанием привлечь к себе внимание. Он убежал из дома – родители волнуются, переживают. Кстати, воспитанники детских домов неизбалованные, и к своим родителям относятся даже трепетнее, чем домашние дети. Парадокс. То есть, какими бы ни были мама и папа, они их оправдывают и защищают, не хотят сделать им больно. Они подсознательно хотят, чтобы их защищали, и поэтому защищают своих родителей.
«Филиал» реальности
– Подростковое время – особенное в жизни каждого человека. Не зря весь этот длительный возрастной период считается кризисным, – считает Ольга Курагина, психолог, преподаватель кафедры педагогики СибГУФК. – Мощнейшая физиологическая перестройка организма неизменно влечёт и психологические изменения. Подросток начинает ощущать себя взрослым и пытается всеми способами доказывать свою значимость. Но представления об этом у подростков и их родителей значимо разнятся. Если родители мечтают видеть в своём взрослом ребёнке человека, который ответственно строит своё будущее, то для подростка демонстрация собственной взрослости – это курение, употребление алкоголя, иногда и наркотических веществ, прогул учёбы, ночные гуляния (лучше без предупреждения родителей) и как крайний вариант – побеги из дома. Современные подростки живут в обществе развлечений и потребления. Зачем ходить в музеи, если можно поиграть в компьютерные игры, где подросток может чувствовать себя супергероем? Вот и сбегая из дома, подросток выстраивает малый филиал реальности со своими (или групповыми) правилами. Нередко побеги из дома, как и многое запретное в жизни подростков, случаются за компанию. Иной раз родители откупаются от чада разнообразными развлечениями. Подросток не чувствует ни ограничений, ни потребности в ответственности, ни любви. А уж если подросток поругался с родителями или боится наказания, в его глазах – это самое время уйти в свой мирок с мыслями: «Вот меня не станет, и тогда они все поймут…». В целом, психологические причины побегов подростков из благополучной семьи – либо стремление казаться взрослым (в своих, родительских глазах или глазах сверстников), либо стремление быть услышанным доказать свою правоту.
Найти другую жизнь
Геккельбери Финн из повести Марка Твена, наверное, самый известный литературный бродяжка. В Лицейском театре спектакль «T.S. Истории Одного Лета» по мотивам книги «Приключения Тома Сойера» идёт уже несколько лет. Денис Бондарев, сыгравший роль Гека, по поводу подростковых проблем имеет свою точку зрения:
– У Гека не совсем такие обстоятельства, как у детей нынешнего поколения. У него действительно ничего нет. Мать умерла давно, отца он просто-напросто боится из-за того, что тот всегда в состоянии алкогольного опьянения. И иного выхода, кроме как бродяжничать, у него не остаётся. Сегодняшние дети, я считаю, очень избалованы своими родителями: если ребёнок чего-то хочет, он плачет, и ему тут же приносят то, что он хотел, ещё и в нескольких вариантах. Так дети воспитываются с самого младенчества. И в итоге, когда они немного подрастают, в их жизни происходят события, к которым они не были готовы, и их не готовили родители. «Почему я чего-то хочу, а оно само не попадает мне в руки?», – спрашивают они себя. И нередко винят всех вокруг, и, конечно же, в родителях. И даже если у детей по современным меркам есть всё, о чём только может мечтать ребёнок, но они плохо воспитаны и не приспособлены к трудностям, они захотят изменить что-нибудь в своей жизни. А это уже могут подкрепить родители своим безразличием, злостью, запоздалой попыткой перевоспитать ребенка и так далее. А если при всём этом кто-нибудь из родителей, или даже оба, ещё и регулярно пьют, то в сумме все эти факторы могут заставить ребенка сделать попытку побега от всего этого. Попытку найти другую жизнь, попытку найти ответы на свои вопросы, в ответ на которые родители лишь смеются или злятся.