Традиционный «Диалог с губернатором» на 12 канале состоялся в необычном формате. В студии были только главные редакторы представительств в Омске федеральных СМИ: Ольга Коробова («АиФ»), Роман Лендел («Комсомольская правда»), Анастасия Митьковская («Коммерсант»), Светлана Сибина («Российская газета»), Анатолий Петров (ИТАР-ТАСС). Вела программу Елена Моренис, заместитель генерального директора ГТРК «Омск».
В таком тесном кругу глава омского региона подвёл итоги года, до окончания которого осталось несколько дней. Мы предлагаем нашим читателям ответы Виктора Назарова на самые интересные вопросы, прозвучавшие в студии.
О компенсации проезда
– Виктор Иванович, жители столицы сейчас активно обсуждают объявленное повышение цены на проезд. В метро одна поездка обойдется в 40 рублей, цена проезда в автобусе и троллейбусе увеличилась с 25 до 35 руб. Омичи пока ещё ездят на общественном транспорте по прежней цене в 16 рублей. О том, что власть должна быть социально ответственной, Вы заявили во время прошлого «Диалога с губернатором», сказав, что проезд не подорожает. Можно сказать, что решение состоялось. Сюрпризов 1 января не произойдет?
– Хочу сказать, что, прежде всего, бюджет – это не только экономическая составляющая, это социальная ответственность. Вопросы по субсидированию проезда должна на себя брать власть. Когда поднялась волна высказываний, обсуждений, мы вынуждены были провести консультации с мэрией города. Мы понимали, что нет сегодня таких доходов у наших граждан, чтобы повысить цену проезда до цифры, которая обсуждалась. Да, есть просчитанная затратная часть по проезду, но мы понимаем, насколько трудно будет нести эту ношу омичам. Мы решили, что мы готовы помогать бюджетом области в части компенсации проезда, но при этом мы обсудили с мэрией те цели и задачи, которые надо выполнить. Прежде всего – это повышение пассажиропотока на транспорте, снижение затратной и расходной частей, что сегодня даст экономический эффект муниципальным предприятиям, которые задействованы в перевозке пассажиров. Это выстраивание логистики и выстраивание отношений с частными перевозчиками, в том числе повышение оплаты налогов для частных перевозчиков, что, несомненно, увеличит и бюджет города. Мы готовы сотрудничать с городом и помогать ему, если те условия, о которых говорилось выше, за эти полгода мэрия готова выполнить. Если мы будем видеть, что эта работа идет конструктивно, мы и дальше будем готовы продолжать сотрудничество и стараться сделать так, чтобы омичам было более комфортно ездить на общественном транспорте. Мы с мэром обсуждали вопрос о том, что сегодня не просто необходимо сохранить экономику муниципальных предприятий, которые заняты перевозкой пассажиров, но нужен новый транспорт – удобный, комфортный, с учётом доступной среды. Думаю, мы за ближайшие полгода эту работу выстроим, и мэрия даст нам тот позитив, который нам необходим для того, чтобы все-таки определить для себя, как мы будем дальше развивать это направление.
Поэтому мы 1 января не проснемся с повышением цены, а дальше уже будем смотреть, как всё будет выстраиваться именно в рамках экономики и заработной платы наших омичей.
– Кстати, о проезде на метро. Если москвичи переживают о повышении цены, то у нас бурно дискутируют, нужно ли оно нам вообще, по карману ли, и если да, то каким его строить. Заговорили о скоростном трамвае. Вы об этом говорили на оргкомитете по празднованию 300-летия в Москве. Другой объект – аэропорт – тоже стал предметом жарких дискуссий в последнее время. Так будут они или нет?
Поэтому сегодня занимается 1-й заместитель председателя правительства этим вопросом: надо привезти специалистов и продумать, как можно все-таки встроить существующие линии трамвая в единую логистическую составляющую вместе с теми проектами, которые были предусмотрены в системе строительства метро. Эта работа сегодня ведется.
Также мы обратились в Минтранс и Минфин, чтобы мы понимали, каково будет финансирование лёгкого метро. Потому что сегодня финансирование метро у нас где-то 60 % в год берёт на себя федерация. И если мы до 2016 года не утвердим концепцию и не начнем её претворять в жизнь, то финансирование с 2016 года будет урезано до 300 млн руб, в то время как сегодня федерация выделяет около 1 млрд руб.
Если мы возьмём европейские данные по перевозке, то линия хорошего скоростного трамвая через мост в час перевозит 20 тыс. пассажиров. Если убрать ветку трамвая и оставить одну полосу дороги, частный транспорт перевезёт всего за час от 900 до 1000 человек. С учётом развития города и урбанизации не нужно нам идти к московскому варианту транспортного коллапса. Мы чётко понимаем, что бросать нельзя, нужно достроить, потому что не сегодня, так завтра мы столкнемся с тем, что жителей перевозить нужно, а перевозить не на чем.
– А летать-то будем?
– Аэропорт из черты города нужно выносить, это, прежде всего, безопасность, так как это и распыление остатков топлива над городом, и взлёт самолёта над городом (по правилам взлетать он может только против ветра). Проработка концепции строительства нового аэропорта передана Внешэкономбанку (ВЭБ), он занимается и самой концепцией развития, и условиями привлечения инвесторов к строительству аэропорта. Одно из наших пожеланий при разработке концепции – чтобы аэропорт строился без привлечения бюджетных средств. До конца этого года они разработку концепции планируют закончить, и с начала 2014 года будет объявлен конкурс для привлечения инвесторов. Кто придёт – это будет видно после результатов конкурса, но есть интерес. И это не просто развитие только аэропортовой деятельности, сегодня есть интерес и по развитию логистического комплекса (это и транспортная авиация, и перевозка грузов).
О бюджете и 500 тыс. на бумагу
– То же метро – затратный проект. Помимо метро, надо строить садики, выплачивать зарплату – задач очень много. Но, к сожалению, на прошлой неделе был принят бюджет на следующий год, он не сильно увеличился. И это притом, что недавно вышел рейтинг, и Омск признан экспертами пятым городом страны по промышленному производству. При этом мы от этих промпредприятий дивидендов особых не имеем. Есть ли возможность как-то эту ситуацию поменять? И сколько нам надо, чтобы говорить не о скромном бюджете, а о настоящем бюджете развития?
– Как выразился президент, рейтинги пишут умные люди, но не всегда они учитывают ту реальность, которая есть в регионах. Прежде всего, конечно, я хочу сказать, что бюджет принят напряженный, есть кассовый разрыв между доходной и расходной частью в пределах 6 млрд руб., есть сегодня рост госдолга. Потому что мы пошли на твёрдое выполнение майских указов президента, где нам дан чёткий посыл, что наших детей должны учить профессионалы, которые должны получать достойную зарплату. И все губернаторы с этим согласились. И лечить нас тоже должны люди, которые зарабатывают достойно, потому что иных вариантов дальше нельзя было допускать, потому что это было в загоне – и медицина, и образование. Мы сегодня 23,5 млрд руб. только выделили на решение указов президента, на 2014-й год у нас запланировано 27 млрд для того, чтобы подойти к уровню средней заработной платы категориям лиц, которые перечислены в указах. Сегодня бюджет Омской области на 75 % социально ориентирован. Чтобы бюджет наполнялся, необходимо создавать предприятия, которые будут наполнять этот бюджет. Тяжело будет, трудно, мы все это понимаем, но мы точно знаем, как это делать. Мы точно знаем, что сегодня Омская область не в рейтинге худших и по исполнению бюджета, и по исполнению задач, которые поставил президент. Поэтому я считаю, что процент, который мы задействовали для госзаймов, не критический. Он в пределах тех 15 % собственных доходов, которые нельзя перешагнуть, и мы чётко его выдерживаем. Но при этом мы понимаем, что если мы остановимся и не будем создавать новое, тот же технопарк, например, то в дальнейшем не будет развития. Это вложения, которые сработают через два-три года. Когда мы были во Франции и смотрели технопарк, узнали, что он у них даёт 1 млрд евро в год налогов и работает уже 40 лет. В Пекине с1952 года технопарк работает. Сиюминутного результата, мгновенного, от технопарков мы не получим, но создавать их нужно, это те точки роста, которые дадут развитие и предпринимательству, и промышленности, и перерабатывающим предприятиям. Поэтому это все в рамках бюджета мы сегодня прорабатываем, в рамках стратегии упаковываем и на следующий год, я думаю, уже первые ростки покажут, что мы этот год проработали не напрасно.
– В послании Заксобранию Вы говорили, что госдолг на будущий год достигнет предельного по закону уровня в 70 %. Всё-таки можно поподробней – есть ли какие-то механизмы для снижения госдолга и через сколько лет реально его снизить?
– Он и сегодня уже составляет 14,7 % от доходной части, и мы понимаем, что прежде всего наша задача – это снижение долговых обязательств, потому что затратная часть бюджета – это в том числе и обслуживание этого госдолга. Одним из составляющих по снижению в том числе и заёмных средств является наполнение бюджета, о чём мы уже говорили. Второе – нужно проработать снижение затратной части, в том числе и по аппарату. Мы сегодня оцениваем работу министерств по полезности каждого работника, самих министров и руководителей муниципальных образований.
На будущий год в бюджет не заложены затраты на бумагу – а ведь мы тратим для функционирования исполнительной власти 50 млн руб. на неё! Дано жёсткое указание уйти от бумажного документооборота, и с 2014 года мы переходим только на электронный. Бумажный оборот будет только со сторонними организациями, у нас внутри только электронный оборот! Если где-то я увижу, что на столе лежат бумаги, тот работник будет просто наказан!
Казалось бы, такие маленькие точки; но каждая точечка сольётся в капельку, капельки в реку, которая в итоге и снизит нам госдолг. Поэтому бюджет 2014 года мы для себя определяем как режим жесточайшей экономии, но уже по итогам этого года мы постараемся чего-то достигнуть и по госпрограммам, и через замещение кредитов банков федеральными деньгами, потому что там совсем иной процент и иные обязательства.
О вызове власти
– Виктор Иванович, об очень острой теме, я бы даже сказала, о вызове власти, возникшем в декабре. Поясню, что я имею в виду. Впервые в моей журналистской практике я наблюдала как, воспользовавшись трагедией, разыгрывается националистическая карта с далеко идущим пристрелом – дестабилизации ситуации в Омской области. Была ли это попытка опробовать некий политтехнологический сценарий и насколько мы защищены от этого?
– Я расцениваю позицию этих псевдозащитников национальных интересов как попытку «покачать» власть – как она отреагирует на те или иные моменты? Я уже неоднократно говорил, что у нас в области проживают представители 120 национальностей, и всё это время мы жили в мире и согласии. Мы работаем с каждой конфессией, диаспорой, со всеми готовы вести диалог. И вот эта попытка «качнуть», вывести молодежь, которая готова идти, куда её позовут, не вникая до конца в проблемы, она есть. И я считаю, что вот этот деструктивный элемент – это, прежде всего, попытка посмотреть, как отреагируют люди, власть. Честно хочу сказать: у нас же люди не дураки, они всё понимают. Я уверен, что наши люди не пойдут на такие митинги! Собрались люди, говорят – дело об убийстве Ивана Климова плохо расследуется. С чего вы взяли, что плохо расследуется? Дайте время специалистам! Есть сроки следствия, есть тайна следствия! Я это расцениваю как попытку оболванить наше население! Я уверен, что кто-то пытается их направить, и думаю, что омичи разберутся, куда идти, что спросить с власти. Мы готовы сегодня встречаться с любыми конструктивными силами, которые чётко могут сформулировать, что они хотят узнать. Мы готовы ответить.
– В прошлом году «АиФ» проводил конкурс «Худшие дороги России». Омская дорога Тара-Васисс заняла в нём «почётное» 3 место. Уже нарицательной стала другая дорога, за которой прочно закрепилось название трассы смерти. В общем, тема актуальная. С этого года у нас в области действует «Дорожный фонд». Сколько денег в нём удалось собрать? Хоть как-то это ситуацию переломило? На что их хватит, только на содержание или всё же будет новое строительство?
– Есть федеральные, региональные и муниципальные дороги, и каждый несёт солидарную ответственность за их содержание. Если говорит о дороге на Тюмень – это траса федеральная, и по ней есть подвижки. Сейчас там 17 км отремонтировано, на будущий год около 85 км должно быть – это уже заложено. Чтобы её привести в надлежащее состояние, нужны колоссальные деньги, но Минтранс России озабочен этим вопросом. Мы его везде задаём.
Дорога Тара-Васисс региональная. Наша дорога. Общий дорожный фонд области у нас около 4 млрд руб., но если мы просто возьмём его бюджет и вложим их в дорогу Тара-Васисс, нам тогда надо будет сократить все остальные затраты на ремонты. Знаете, как Тришкин кафтан? Хочется залатать всё, но тех денег, что есть, не хватает. Поэтому мы выделяем острые точки, которые необходимо сделать в первую очередь. Если говорим о развитии туристического кластера, то нужно сделать дорогу на Муромцево, и туда поедет больше туристов. Это значит, там будет больше бюджет, и опять-таки даст развитие району.
Я считаю, что нужно найти новый подход в том же ремонте этих дорог. Пока мы продолжаем работать так же, как работали в далёком прошлом: просто кладём асфальт. И все. А надо новый подход, новые технологии с учётом современных нагрузок на это полотно.
Я сам могу назвать 10 сёл, от которых есть у меня обращения, чтобы сделали дорогу – не можем пока. Дайте немного времени. Я уже глав прошу – стоят развалины кирпичные, соберите кирпич, засыпьте дорогу, чтобы она была проезжей хотя бы для «скорой» и пожарных. Главы понимают, они готовы двигаться сегодня. Поэтому все деньги, которые будут собраны в дорожный фонд, будут до копейки истрачены на то, что надо.
– Не впрямую про дороги, но всё же хочется спросить о строительстве подземного перехода у «Голубого огонька». Обещали к Новому году сдать, теперь говорят, что на февраль перенесли. В чём там проблема?
– Срок был – конец декабря, но нам пришлось заменить подрядчика. Он не справлялся ни по технике, ни по людским ресурсам. Также обнаружились неучтённые бесхозные сети, пришлось их изучать, убирать. Я помню, как делали подземник у парка Победы – там на 10 дней дорогу закрыли, потом плиты постелили, и уже под ними продолжали работу. Но тут так не получилось – много коммуникаций, не ожидали, что такой объём будет перекладки. Думаю, в январе новый подрядчик должен всё закончить.
– Настаёт Год культуры. А у нас Омская область и без него держит такую высокую планку – тут и летнее выступление в Каннах, и открытие филиала Эрмитажа у нас, и на Галёрку наконец-то деньги выделят. Как Вы это оцениваете?
– Наверное, я бы начал ответ с благодарности министру культуры Владимиру Мединскому, который во время своего визита к нам понял, что мы готовы не просто поддержать, но и развивать культуру. Мы сегодня входим в тройку городов, где появится филиал Эрмитажа. Я считаю, что для нас это очень важно – не каждый омич может себе позволить экскурсию в Эрмитаж. Прямая поддержка министра культуры была по театру «Галёрка», по Омской крепости, это дорогого стоит. Я не буду говорить, что у нас нет проблем с культурой – у нас не хватает помещений «Пятому театру», есть проблемы сельских клубов, в ТЮЗе надо сделать всё, чтобы там было тепло и комфортно. Но у правительства РФ есть чёткое понимание, что мы культурная столица Сибири, а не периферийный город.
Особенно меня в этом году задело наше выступление в Каннах. Для меня самое важное – это участие наших детей. А они ведь из районов, не все из них даже в Омске-то были! Когда они после выступления на набережной Круазет обнимали и говорили спасибо, для меня это была самая высшая награда. Мне ничего больше не надо.
О детях и поручении президента
– Вопрос доступности мест в детских садах остаётся по-прежнему острой проблемой для омичей. Да, мы видим, что многое делается, но открываются небольшие дополнительные группы, а чтобы целый детский сад – это почти невероятная история. Сможем ли мы выполнить поручение президента и закрыть проблему к 2016 году?
По «Дорожной карте» мы для себя ставили задачу в этом году открыть 4,5 тыс. мест, мы уже открыли 6 тыс. Кроме того, сегодня работает программа частных детских садов, на них выделено около 40 млн руб., 400 новых мест дали нам только частные садики. Плюс в рамках программы «Омск – социальный город» мы дальше продолжаем работы по частным детским садам, но те дети, которые в частные детсады ходят, из очереди не выбывают.
На следующий год мы планируем как минимум в Омске открыть 3 детских сада и 4 в районах области. Сегодня объявлен конкурс на концессию, в её рамках появится 12 новых садов, 5 в городе и 7 в области (это помимо того, что есть в «Дорожной карте»). Так что к 2016 году мы проблему закроем даже с учётом того, что мы планируем увеличение рождаемости. Пусть рожают, мы всех местами обеспечим.