Примерное время чтения: 11 минут
285

«Их не надо бояться». Как в Омске помогают особенным детям?

Профессиональную помощь в рамках проекта «Точка опоры» получат не только дети, но и взрослые.
Профессиональную помощь в рамках проекта «Точка опоры» получат не только дети, но и взрослые. / Ирина Аксенова / АиФ

10 омских семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получили возможность посещать бесплатные занятия по сенсомоторной нейрокоррекции. Проект «Точка опоры» реализует АНО «Детский клуб в сфере социальной помощи детям с ограниченными физическими возможностями здоровья "Ради тебя"» в рамках президентского гранта.

На первых занятиях побывал корреспондент omsk.aif.ru.

Помогли тебе – помоги другим

Идея проекта у руководителя Центра «Ради тебя» Мохамеда Ради возникла неслучайно. О важности, а главное эффективности такой помощи детям он знает не понаслышке. Его сын Адам в раннем детстве тоже столкнулся с особенностями в развитии, он начал поздно говорить, возможно, причиной этому послужил билингвизм семьи.

Супруги Мохамед и Надежда Ради, опробов эффективность занятий со специалистами на собственном сыне, предлагают пройти этот опыт другим семьям, воспитывающим особенных детей.
Супруги Мохамед и Надежда Ради, опробов эффективность занятий со специалистами на собственном сыне, предлагают пройти этот опыт другим семьям, воспитывающим особенных детей. Фото: АиФ/ Ирина Аксенова

Благодаря родительской заботе и работе с профессионалами удалось поставить мальчику правильную речь. Сегодня семилетний ребёнок ничем не отличается от своих сверстников, посещает подготовительную группу обычного детского сада и готовится к школе.

«Мы сами были в такой же ситуации, как и родители тех детей, которые у нас занимаются. Психологически тяжело видеть горе людей, не все способны свыкнуться с диагнозом, принять его, состояние у детей разное. Бывает, надо немного поработать с ребёнком, чтобы подтянуть его, а есть случаи, когда диагноз на всю жизнь, - говорит соорганизатор проекта «Точка опоры» Надежда Ради. - Родителям, замечающим, что у ребёнка есть красные флаги аутизма (отсутствие указательного жеста и реакции на своё имя, восприятие взрослых только как проводников к своей цели, стереотипность в движениях, однотипность игр или отсутствие интереса к ним и др.) нужно обязательно проконсультироваться у специалиста, в первую очередь обратиться к психиатру, которого почему-то все боятся. Сейчас коммерческая психиатрическая помощь развита очень хорошо, на учёт специалист не поставит, а рекомендации необходимые даст».

Семилетнему Адаму родители дали дополнительный год адаптации к обучению в школе.
Семилетнему Адаму родители дали дополнительный год адаптации к обучению в школе. Фото: АиФ/ Ирина Аксенова

Мама Адама отмечает, что большую роль в достижении положительных результатов в психофизическом развитии сына сыграли занятия с нейропсихологом. Такие инновационные рабочие стандарты супруги Ради решили внедрить в своём центре, чтобы помочь и другим детям. Занялись поисками специалиста, необходимого оборудования. Дело застопорилось из-за финансов - инвентарь оказался дорогостоящим. На семейном совете решили принять участие в конкурсе президентских грантов. И победили.

Принять и понять

Проект получил материальную поддержку от государства и стартовал в 20-х числах апреля. Его участниками стали 10 семей с детьми в возрасте 3-7 лет с ОВЗ, в том числе инвалидностью по причине наличия задержки речевого или психического развития, расстройства аутистического спектра, умственной отсталости. Желающих попасть в проект было гораздо больше. Отбирали кандидатов с высокой мотивацией погрузиться в абилитационный процесс и выполнять все рекомендации специалистов, в том числе домашние задания.

В число таковых попала Наталья Гусакова с шестилетним сыном Алексеем. Мальчик с задержкой психического развития (ЗПР) посещает коррекционный детский сад, но специалисты замечают, что состояние Лёши улучшается, и советуют попробовать отдать его в обычную школу.

«Я даже не догадывалась, что с моим ребёнком что-то не так, настораживало то, что он к двум годам не говорил, но наши бабушки и дедушки убеждали, что ничего страшного в этом нет, якобы мальчики начинают говорить позже девочек. Узнали, что у нас серьёзные проблемы, когда проходили медкомиссию в детский сад. Психиатр порекомендовал пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) где поставили задержку психического развития (ЗПР), - вспоминает Наталья. – Трудно было это принять, непросто и сейчас. Такому ребёнку надо уделять всё своё время и внимание. Общество агрессивно относится к таким детям. Он тянется к сверстникам, на детской площадке подходит к ним, радостный, весёлый, а дети смотрят на пляшущего мальчика и уходят от него, кто-то отталкивает. Очень обидно в таких ситуациях».

специалисты замечают, что состояние Лёши улучшается и советуют отдать его в нормальную школу.
специалисты замечают, что состояние Лёши улучшается и советуют отдать его в нормальную школу. Фото: АиФ/ Ирина Аксенова

Диагноз – не приговор

Четырёхлетний Даниил очаровывает своей улыбкой, глядя на него, сразу и не подумаешь, что он на инвалидности. У ребёнка 4-я степень тугоухости, из-за этого задержка речевого развития.

Проблемы у малыша начались с рождения. На третий день после появления на свет ему сделали операцию по поводу порока сердца. Врачи прогнозировали мизерный шанс на благополучный исход хирургического вмешательства. Чудом ребёнок выжил. Счастью родителей не было предела, казалось, все беды позади, но в полтора года семью Павловых настиг новый удар.

«У Дани обнаружились проблемы со слухом. Я тогда ушла в себя, было тяжело пережить это. Задавала генетикам вопрос, из-за чего это, ни я ли виновата. Но врач сказал – никто не виноват, так бывает. Поддержала семья. Для нас он обычный ребёнок, пусть у него слуха нет, но есть способности. У него отличная память, он хорошо запоминает места, где бывали, знает город, - говорит Виктория Павлова. - Специалисты говорят, что для дальнейшего развития нам нужен толчок. И надеемся, что участие в проекте его даст. Я вижу результаты. За последние полгода сын очень повзрослел, стал более самостоятельным. У меня даже появилось время на себя. Мне муж недавно сказал: «А где ты была три года?». Я действительно жила только ребёнком, не уделяла внимания ни своей внешности, не давала должного внимания мужу, не понимая, что это неправильно».

В 3-дневном возрасте мальчик пережил операцию по поводу порока сердца, а в 1,5 года у него обнаружились серьёзные проблемы со слухом.
В 3-дневном возрасте мальчик пережил операцию по поводу порока сердца, а в 1,5 года у него обнаружились серьёзные проблемы со слухом. Фото: АиФ/ Ирина Аксенова

Именно в семейном разладе видит проблемы со здоровьем у своего ребёнка Анастасия Шаровская. Они с мужем развелись, когда сыну Диме было два года. Было ли это причиной сбоя психического состояния ребёнка или к этому привели другие обстоятельства – точного ответа специалисты дать не могут. Но у мальчика начался откат в развитии.    

«Он перестал контактировать, смотреть в глаза, произносить слова, к нему обращаешься, а он игнорирует полностью. В три года различие между развитием Димы и обычных детей ещё больше увеличилось, у него начались истерики, протесты. Обратилась к неврологу, который диагностировал задержку психического и речевого развития, расстройство аутичного спектра. По возрасту Дима выполняет все логические задания, он хорошо рисует, танцует, имеет музыкальный слух, у него хорошая память. Специалисты сказали, что до школы мы можем скорректировать здоровье, дали рекомендации по воспитанию ребёнка, посоветовали занятия в развивающих центрах, - рассказывает Анастасия. -  Бывает опускаются руки, задаюсь вопросом, почему именно у меня такой ребёнок. Понимаю, что даже думать так нельзя, ведь он ни в чём не виноват, но накатывает какое-то внутреннее истощение. Каким бы ребёнок ни был, это мой сын, мы любим друг друга и ради него я готова на всё.

У Димы откат в развитии начался в 2 года.
У Димы откат в развитии начался в 2 года. Сейчас ему четыре. Фото: АиФ/ Ирина Аксенова

Поддержат и родителей

Посещать индивидуальные занятия эти мальчишки и ещё семеро детей будут совместно с родителями на протяжении полугода дважды в неделю. Сенсомоторная нейрокоррекция по методу замещающего онтогенеза с системой игровых упражнений позволит им лучше осознать себя и своё тело, познавать окружающий мир. Занятия способствуют развитию моторных, речевых и коммуникативных процессов.

«Каждое занятие – это импровизация, ребёнок может прийти не в настроении, и весь твой план работы рушится. Приходится перенастраиваться и работать, используя другие методы, подбирая такие упражнения, которые подойдут ему именно сегодня, но будут нести те же цели. В этой профессии нет завершённого обучения, всё время надо повышать свой уровень. Нужно любить и уважать детей, осознавать их потребности, - считает нейропсихолог центра «Ради тебя», партнёр проекта «Точка опоры» Анастасия Кротова. - Многие родители особенных детей пытаются быть и педагогом, и учителем для ребёнка, закрывать собой все социальные роли. Но самое важное для них - любить ребёнка, заботиться о нём, закрывать его первичные потребности, а в нюансах развития помогут разобраться специалисты».

Профессиональную помощь в рамках проекта «Точка опоры» получат не только дети, но и взрослые. Для них запланировано проведение мастер-классов, позволяющих родителям избежать эмоционального выгорания и депрессий. Работа в тандеме даёт положительную динамику.

«В России внимание к таким детям недостаточное. Их много, специалистов не хватает. Но радует, что в последнее время на помощь государственным центрам по работе с таким детьми приходят частные организации. Спрос на наши услуги растёт, - констатирует руководитель Центра «Ради тебя» Мохамед Ради. - За два года помощь высококвалифицированных специалистов мы оказали уже более 250 людям. И большинство семей остаются нашими друзьями, делятся своими достижениями».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах