Центр социального проектирования «Платформа» провёл в Омске очередное исследование, на этот раз касающееся развития в нашем городе IT-сферы.
Пригласили собственно айтишников, представителей бизнеса и власти, чтобы обсудить результаты исследования, привести примеры уже существующих решений, но в итоге разговор перешёл в обсуждение в том числе и актуальных городских проблем, полностью развенчав миф о лени айтишников и о том, что они не встают с дивана, не отходят от монитора и ни на секунду не расстаются с клавиатурой.
Омские представители IT-сферы доказали: они – люди неравнодушные, горячие, болеющие за своё дело и свой город.
Экспертное мнение
Для начала приведём собственно результаты исследования. Итак, оно проводилось среди 200 представителей омской IT-сферы и 20 экспертов. В числе интервьюируемых были руководители IT-компаний и таких же подразделений в крупных компаниях, преподаватели вузов, представители технопарков. Какая картина получилась, рассказал руководитель направления по работе с экспертами Центра социального проектирования «Платформа» Дмитрий Лисицин.
Важно, что большинство омских айтишников (56%) хотят жить в Омске, 28% опрошенных считают, что наш город на среднем или выше среднего уровня развития их профессиональной сферы, порядка 41% оценивают уровень образования в омских вузах по их специфике как среднее (в первую очередь это ОмГТУ и ОмГУ). Самое важное для любого специалиста – это сфера применения его труда. И вот здесь ситуация следующая: многие компании пытались создавать свой продукт, однако потерпели неудачу на этапе его реализации, продвижения. Поэтому большая часть теперь фактически работает на аутсорсинге, кто-то на крупные компании, кто-то на средние, кто-то на российский рынок, кто-то на зарубежный, и совсем небольшая толика – на местный, омский.
Был среди прочих и вопрос взаимодействия с властью, точнее – участия власти в цифровизации города. 38% ответили – скорее да, 55% - нет. Более того, кто-то отвечал, что пытались взаимодействовать с властью, однако их услуги оказались не нужны.
Вывод, который делают социологи: чтобы достичь будущего, надо его представить. именно этого представления и не хватает омской IT-среде.
А представить надо так:
- Умный Омск. Современный, комфортно организованный город с развитой цифровой инфраструктурой городского хозяйства.
- Эффективный Омск. Город с конкурентоспособной продукцией.
- Глокальный Омск. Город с локальным ресурсом и глобальной его реализацией.
Как считают социологи «Платформы», неудовлетворенность омичей качеством городской среды - это актив для новой администрации: включение промышленности в контур цифровизации города позволит оживить внутренние экономические потоки. И в идеале в Омске должны быть некие операционные центры, работающие на весь мир.
Не в поле, но в офисе
Примеры работающей на практике цифровизации привели другие докладчики. И в Омске они действительно есть. Так, проректор ОмГАУ Виталий Алещенко рассказал о проекте «Цифровое сельское хозяйство», который в течение трёх лет должен охватить все районы Омской области. Экспериментальной площадкой был в 2017-м Саргатский, в нынешнем «цифра» захватила ещё 10 южных, а в 2019-м должна быть внедрена во всех 32-х муниципальных районах региона. Что это означает? А как в кино, когда глава района на экране монитора видит все поля, где у него что посеяно, где техника работает, и так далее. В идеале, по словам Алешенко, компетенция сельского труженика будет нужна уже не в поле, а офисе. Меньше удобрений, потому что точно знаешь, куда и когда их внести – меньше вред окружающей среде. Больше автоматики, меньше ручного труда – экономия средств, и так далее.
И это уже не сказка, не фантастический роман и даже не будущее – настоящее.
Эту же схему цифровизации, как считает учёный, вполне реально претворить в других сферах, от градостроительной деятельности и муниципального хозяйства до транспорта, связи и многого другого. Как это сделать? Другой вопрос. Виталий Алещенко уверен, что должен быть чиновник высшего эшелона власти, который загорелся претворением этих идей в жизнь. Без такого лица вряд ли что-то получится, по крайней мере, если речь идёт об области и городе.
Бизнес уже в теме
А возможно ли внедрение «цифры» в бизнес? Там, где применяются новые технологии, где просчитывают возможные риски тех или иных решений, где думают о минимальном воздействии на окружающую среду, цифровизация уже идёт полным ходом. В качестве примера генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов приводит «Газпром нефть». Причём, когда он в своей презентации рисует «воронку цифровизации», в которую уже втянуты все сферы экономики, сырьевую отрасль он помещает на самый верх спирали. Но и в сырьевой отрасли, оказывается, бывают исключения. Цифровизация нефтяной отрасли вызвана жизнью: запасы лёгкой нефти заканчиваются, надо добывать труднодоступные. Кроме того, у того же бензинового двигателя появляется серьёзный конкурент – электромобиль. Чтобы справиться со всеми этими вызовами, и нужны IT-технологии.
Когда в одно целое завязаны разведка, добыча, переработка нефти, а потом логистика и сбыт нефтепродуктов, тогда видны любые огрехи и/или проблемы, заранее прогнозируются дальнейшие шаги по решению вопросов. В перспективе, по словам Алексея Фирсова, менеджмент будет иметь дело только с интерфейсом, а управленческие решения будут приниматься с участием искусственного интеллекта.
МЫ ЗАСТАНЕМ ТО ВРЕМЯ, КОГДА СТРУКТУРА КОМПАНИЙ БУДЕТ ВЫСТРОЕНА ПО-ДРУГОМУ.
Всё это уже применяется в «Газпром нефти» - то есть компания является в своей сфере первопроходцем. Конечно, наверное, набивает какие-то свои виртуальные «шишки», но при этом цифровые модели установок и даже целых заводов уже действуют.
«Компании будут очень сильно меняться. И надеюсь, мы с вами застанем то время, когда структура компаний будет выстроена по-другому, процессы внутри них, доступность информации, и так далее. Это хорошо заметно на примере модных брендов – Гугла, Яндекса, - говорит Алексей Фирсов. - И сейчас это заметно на примере тяжёлых индустрий – нефтяной, металлургии, и так далее. Мне кажется, что этот процесс неизбежен для всех и вопрос в том, кто будет задавать тон, служить образцом. Мы увидели, что у «Газпром нефти» уже есть замечательная основа, но при этом знаем, что многие ещё раскачиваются, думая – «Куда нам торопиться, мы ещё успеем, у нас контракты на пять лет прописаны». Эти пять лет пройдут очень быстро. И поэтому нам очень понравилось, как команда «Газпром нефти» вдохновилась этим процессом. Для них это не просто модная тенденция, а создание реальных центров. Мы сейчас в Омске, вроде бы отдалённом от Москвы и Санкт-Петербурга городе, но понимаем, что как раз здесь эти процессы, передовые не только для России, но и для мира апробируются».
Мы не заметим, как станем жить в цифровом мире.
А передовые процессы в Омске действительно апробируются в Технопарке промышленной автоматизации «Газпром нефти». Причём руководитель этой структуры Владимир Клевакин вообще не видит чего-то особенного в цифорвизации. По его словам, мы и не заметим, когда перейдём к ней и будем жить в цифровом мире, не придавая этому большого значения.
«Это всего лишь инструмент, который позволит выстроить процессы для улучшения эффективности, повышения безопасности, надёжности, экологичности», - считает Владимир Клевакин.
Кстати, все три презентации вызвали у зала бурную реакцию. Одни не согласны были с результатами исследований, других озаботило взаимодействие с властями города и области, третьи заговорили об «умном городе» и благоустройстве городской среды. В общем, дискуссия получилась довольно эмоциональной, и важно, что мнение омских айтишников услышали представители областной власти, которые тоже пришли в Технопарк. Получится ли найти общий язык, наладить взаимодействие – покажет время. Но то что Омск богат на неравнодушных своих граждан, эта встреча уже доказала.