Нынешняя весна стала стартом нового этапа в диалоге о сотрудничестве между нашим регионом и соседним государством.
Перспективные возможности партнёрства инициировал губернатор Омской области Александр Бурков в ходе своего визита в города Казахстана. Транспортное сообщение, образование и промышленность, нефтехимия и переработка леса - список отраслей для развития партнёрских связей объёмный.
На прошлой неделе делегация Омской области побывала в столице Казахстана и в городе Павлодаре. Программа трёхдневного визита была подчинена главной цели - взаимовыгодному объединению производительных сил двух соседних территорий, связанных не только общей границей, но и многолетней дружбой.
На внешнем уровне
Отправной точкой большого диалога стала официальная встреча главы Омского региона с президентом Республики Казахстан Касымом-Жомартом Токаевым. Она прошла 19 апреля в Нур-Султане.
На встрече с Александром Бурковым Касым-Жормат Токаев высоко оценил практику международных коммуникаций, благодаря которым активно растут показатели взаимной торговли.
«Мы уделяем большое внимание развитию межрегионального сотрудничества, в котором Омская область занимает особое место. Товарооборот между Омской областью и Республикой Казахстан превысил 380 млн долларов. Казахстан является партнёром номер один для Омской области. Что немаловажно - это приграничная область, где живут казахи, наши соотечественники», - отметил президент.
Локомотивная отрасль - сельское хозяйство. Сегодня казахстанские аграрии приобретают у омских селекционеров около 2000 тонн семян высших репродукций. Губернатор Омской области сделал акцент на перспективном увеличении поставок элитных семян пшеницы до 17 тыс. тонн, а также до 3 тыс. тонн семян масличных и зернобобовых культур.
Казахстан является партнёром номер один для Омской области: товарооборот между Омской областью и Республикой Казахстан превысил 380 млн долларов.
«Сегодня около 5 млн гектаров земли в Казахстане засевается семенами именно омских научных центров. Мы в свою очередь заинтересованы в том, чтобы приобретать в казахстанских хозяйствах племенной скот для выращивания высокопродуктивных мясных пород КРС на территории Омской области - мы как раз говорили о возможности разрешить поставки этой продукции в Омскую область», - подвёл итоги встречи Александр Бурков.
По воде и по воздуху
Межрегиональное сотрудничество напрямую связано с оптимизацией модели транспортных связей. И в части поставок продукции, и в туристическом сегменте экономик граничащих друг с другом территорий. Развитие прямого сообщения между Омском и регионами Казахстана - ещё один ключевой вопрос, который стал темой диалога на официальной встрече. Александр Бурков подчеркнул, действующие прямые авиарейсы Омск - Нур-Султан пользуются большим спросом у жителей наших государств. В планах организация ежедневного авиасообщения.
Сейчас в стадии обсуждения организация прямых перелётов в Алматы, Павлодар, Петропавловск, Шымкент, а также в Актау - город с хорошим туристическим потенциалом на побережье Каспийского моря.
Ещё один мощный логистический ресурс, способный придать новый импульс партнёрским коммуникациям, - река Иртыш. Из Омской области в Казахстан речным транспортом поставляют пило- и лесоматериалы. Из Казахстана в наш регион доставляют щебень, песчано-гравийную смесь и соль. Ежегодный объём перевозок грузов составляет около 150 тыс. тонн. Губернатор Омской области считает, что увеличение грузопотока по нашей общей водной артерии - задача номер один. Это перспективное начинание стало лейтмотивом встречи омской делегации с акимом Павлодарской области Абылкаиром Скаковым.
«С 2015 года действует соглашение между Омской и Павлодарской областями. За этот период мы уже выстроили крепкие кооперационные связи между регионами. После пандемии практически полностью восстановилось транспортное сообщение, начнут ходить пассажирские автобусы в Павлодар. Прорабатываем вопрос о запуске прямого авиарейса между Омском и Павлодаром. Сегодня в повестке строительство небольшого грузового порта для погрузки продукции поставщиков Павлодарской области и её транспортировки по Иртышу. Это позволит сократить издержки перевозчиков на 30%», - прокомментировал взаимные планы Александр Бурков.
Важно, что эта инициатива базируется на заинтересованности бизнеса. Омские инвесторы готовы вложить 70-100 млн руб. в строительство причальной станции на территории Павлодарской области. Со своей стороны глава Павлодарской области пообещал всестороннюю помощь в реализации проекта.
«У нас практически единственный речпорт, который остался в Казахстане, и действительно по водной артерии мы могли бы перевозить гораздо больше грузов. Это и быстрее, и экономичнее. В последние годы по объективным и субъективным причинам динамика грузоперевозок уменьшается, но когда-то это было и полмиллиона, и миллион тонн грузов. Полагаю, здесь есть большой потенциал для бизнеса обеих областей. Технические вопросы и барьеры в этом вопросе будем совместно решать на уровне региональных властей и при необходимости при поддержке центральных органов», - заверил Абылкаир Скаков.
Единая артерия
Тема сохранения водной артерии, связывающей наши страны, продолжилась и по завершении международного визита уже в Омске. На минувшей неделе главным событием «зелёной» повестки во взаимоотношениях наших государств стало третье заседание Российско-Казахстанской комиссии по вопросам окружающей среды. Участники форума обсудили синхронизацию действий, направленных на оздоровление Иртыша. С этой целью создана программа сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки на 2021-2024 годы.
«На прошлогоднем форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который был посвящён вопросам экологии, наши лидеры договорились развивать системное сотрудничество в этой сфере. У наших стран схожие экологические проблемы. А учитывая, что мы соседи, многие из них являются общими. Значит, и решать их необходимо сообща, объединив усилия. Сегодня мы активно ведём работу по использованию потенциала реки для грузовых перевозок между Россией и Казахстаном, рассматриваем возможность выхода в Китай, а также осуществления перевозок в северном направлении. Уверен, совместными усилиями мы могли бы значительно повысить транспортный потенциал нашей реки и сохранить экосистему Иртыша для будущих поколений», - подчеркнул Александр Бурков.
В ближайшее время в целях оздоровления бассейна Иртыша необходимо реконструировать существующие и строить новые очистные сооружения, а также целенаправленно сокращать объёмы сброса загрязняющих веществ. На территории Омской области для поддержания водного объекта в экологически благоприятном состоянии проводится работа по установлению границ водоохранной зоны Иртыша. Но для нашего региона сегодня особо актуален вопрос количества воды, приходящей из Казахстана, чтобы летом уровень реки не опускался до критических отметок. Для этого необходимо принять комплексное согласованное решение на уровне Российской Федерации и Республики Казахстан о внутригодовом перераспределении стока реки Иртыш с целью увеличения объёма пропусков воды из Верхне-Иртышского каскада водохранилищ в период летней межени.
Задачи перед регионами-партнёрами стоят большие, сложные, требующие программных решений, но, как говорится, дорогу осилит идущий. А в том, что наши территории готовы двигаться навстречу друг другу, сомнений нет.