Его голос, наверное, знаком каждому жителю Омска. Потому что звучит на всех модных радиостанциях. Этот голос также по праву можно назвать одним из самых рейтинговых. За последние пять лет Роман Тырков озвучил несколько сотен рекламных роликов в нашем городе.
- Вся слава на радио обычно достаётся ди-джеям, - говорит Роман. - Это вполне естественно - они голос радиостанции. А ещё есть тыл - программные директора, звукорежиссёры, дикторы…
Накануне Дня радио, который в России традиционно отмечают 7 мая, самое время вспомнить об особенностях и перспективах радиовещания.
Судьба Лёни Голубкова
- Рома, почему-то многие считают, что болтливость - главный критерий работы ди-джея. Дескать, если много говоришь - иди на радио.
- Сначала нужно уделить внимание голосу. А то слушаешь иногда омские новости и думаешь: а все ли журналисты знают, что такое речевое мастерство? Как правильно интонировать, где акценты нужно расставить? У меня в своё время были небольшие проблемы с дикцией. Частые занятия по постановке голоса и постоянная практика помогли от этого избавиться. Ведь всегда есть над чем стоит поработать. И гибкость голоса - это классно! Например, мой голос, которым я разговариваю в жизни, совершенно не похож на тот, который звучит в эфире. Мастерство ди-джея - это ещё и воображение, расширенный кругозор, умение грамотно выражать свои мысли. Но я не ставил себе цели работать в прямом эфире. Вёл только программы на телевидении.
- А почему прямой эфир не привлёк? Скучно?
- Скорее, малооплачиваемо. Ты трудишься круглосуточно, а зарабатываешь далеко не миллионы. И это стандартная ситуация на многих омских радиостанциях. Интереснее было бы сделать своё шоу, а не просто принимать звонки и читать смс-сообщения: «Стас, я тебя люблю, прости за вчерашнее»… Озвучка роликов, к слову, весьма увлекательное занятие. Хотя, признаюсь, когда я начинал, за один ролик мне платили 100 рублей. Причём на его запись уходило не пять минут.
- И на какую тему был твой первый ролик?
- Печально известное кредитное предприятие…
- У него всё плохо закончилось?
- Ну да. Кого-то даже посадили. Хорошо, что хоть не тогда, когда рекламу крутили. А если бы ролик шёл до того момента, когда компания рухнула? Что бы мне сказали? Когда человек начинает рекламировать своим лицом или голосом какую-то сомнительную вещь или предприятие, люди ассоциируют товар/услуги с тобой. Тот же пресловутый кредитный союз, который развалился. Я в таких случаях оказываюсь в роли Лёни Голубкова с рекламой «МММ». Но я же не несу ответственность за качество, а просто читаю текст. Этого многие не понимают.
«Продаю кошку»
- Мне кажется, радио и телевидение сейчас начинают сдавать позиции.
- Ты Интернет имеешь в виду? Да, я сам каждое утро начинаю с просмотра информационных порталов в Сети. Телевизор я всё-таки включаю - ради интереса смотрю местные новости. Но с телевидением ситуация в Омске, к сожалению, не очень хорошая. И в плане потребительских программ, и в плане новостей. Есть омские программы, которые выходят в эфир в три часа ночи. Кто будет смотреть какие-нибудь знахарские рецепты сибирских целителей в три часа ночи? Обращаю внимание на качество съёмки, монтаж, профессионализм журналистов, содержание телепрограмм…Почему видно, как перед журналистом держат листок с текстом, который он читает? Почему слух коробит неправильная интонация?
- А содержание новостей коробит?
- Если включить и послушать омские новости, то может показаться, что у нас в городе вообще ничего не происходит. Грубо говоря, «сегодня у грузовика спустило шину». Почему об этом говорят? Потому что маленькие зарплаты и нет желания что-либо делать? Не люблю радиостанции, которые по своему уровню остановились где-то на уровне 90-х годов. С объявлениями «Продаю кошку, запишите телефон». А то, что Интернет вытесняет СМИ, не совсем так. В конце концов, у нас ещё существует проводное радио. И пока стоят радиоточки, у него будет своя аудитория.
- Кстати, всегда было интересно: то, что ди-джеи на радио позитивны до безобразия - нормально? Многих излишняя весёлость напрягает…
- Радио и должно нести позитив!