Оренбургский пуховый платок славится своим изяществом и сохраняет тепло в долгие российские зимы. Увидеть произведения искусства, которому уже более 300 лет, можно в музее имени М.А. Врубеля.
«Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!» - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях лет 40 назад. Вязание платка - нечто само собой разумеющееся. То, что деревенские девушки должны были уметь с самого раннего возраста. Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломой и гжелью давно стал одним из символов России. Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
«Паутинка» в скорлупе
- Цель нашей выставки сохранить исконный оренбургский платок во всех его разновидностях, - рассказывает Галина Алексеева, организатор экспозиции. - Поэтому здесь вы увидеть все классические платки на 100% натуральные по сырью и цвету. Есть, конечно, и новинки, которые выполнены в цвете и связаны крючком. Настоящие оренбургские платки носятся очень долго - по 30-40 лет, ведь связаны они с любовью и вручную.
Оренбургские пуховые платки не имеют равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 180 х 180 сантиметров (а то и больше), «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.
Тепло и изящество пуха
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. К середине прошлого века оренбургские платки приобрели мировую славу. Лучшие из них неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках.
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. Одно из заблуждений об оренбургских платках - то, что они связаны на 100% из пуха. Так не вяжут ни лучшие рукодельницы, ни фабричные мастера. Шелковые, вискозные и хлопчатобумажные нити дают основу, а пух - тепло и изящность.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
1.простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
2.паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
3.палантин — тонкий шарф или накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.
Тепло рук
Следует заметить, что в настоящее время производство платка ручным способом неизмеримо легче прежнего, когда мастерица вынуждена была все операции, от первой до последней, проделывать сама. Например, вязальщица только вяжет, а все работы, предшествующие вязке, выполняются другими работницами. Хоть переход на машинное производство не снижает специфических качеств, присущих оренбургским платкам, но все же изделие, связанное вручную хранит тепло рук мастера и авторскую идею рисунка. Именно потому так ценится ручная работа.
Выставки проходит с 11 по 28 марта во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3). Время работы с 10.00 до 19.00 ежедневно, вход свободный. Здесь же можно и приобрести легендарный платок.
Справки по телефону 24-15-64