aif.ru counter
138

Железный мир Капралова. На выставку скульптор привёз восемь тонн экспонатов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аиф в Омске №47 20/11/2019 Сюжет Омск - театральная и творческая столица
Жаль, что его работ так мало в городском пространстве Омска.
Жаль, что его работ так мало в городском пространстве Омска. © / Владимир Казионов / АиФ

В этом году исполнилось 60 лет заслуженному деятелю культуры Омской области Александру Капралову. На открывшейся экспозиции в Доме художника представлено сто парковых скульптур и станковых работ, а также несколько живописных абстракций и графических произведений.

Капралову 60!
Капралову 60! Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Ваять, варить или сваривать

Александр Николаевич Капралов занимается сварной скульптурой. Он родился он 12 июля 1959 года в п. Ольгино Москаленского района Омской области. В 1989 году он окончил легендарный худграф Омского пединститута. Свою дипломную работу в гипсе Капралов впоследствии перевёл в металл – так получился «Крест несущий. Достоевский». Эта скульптура ныне находится в центре Омска, у драматического театра, став одним из пластических символов города. Так же как и Дон Кихот у театра юного зрителя.

В Доме художника это самая «весомая» экспозиция.
В Доме художника это самая «весомая» экспозиция. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Мастер рассказал, что на юбилейной выставке представлено 100 работ, а это восемь тонн металла. На открытии экспозиции замминистра культуры Омской области Анна Статва отметила, что работы Капралова формируют не только культурное пространство, а формируют облик города в целом. «Омск узнаваем по вашим работам. Без них Омск – не Омск, - подчеркнула Статва и рассказала, что на путеводителе по городу отмечено, где установлены скульптуры мастера».

Восемь тонн железа привезли на шести грузовиках.
Восемь тонн железа привезли на шести грузовиках. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Первая сварная композиция появилась у Капралова в 1994 году. Монументальная работа называлась «Колесо покаяния», она открывала выставку «Война и мир, или ад и рай...». Мир его работ с самого начала оказался символичным. Искусствоведы говорят о философской наполненности сюжетов. «Капралов, конечно, философ, - сказала научный сотрудник музея имени Кондратия Белова, кандидат исторических наук Людмила Олещенко. - В его творчестве вся история средневекового искусства, когда было много иронии, много юмора и трагедии. Глубинность в восприятии жизни».

Автопортрет скульптора Капралова.
Автопортрет скульптора Капралова. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Миры Капралова

Александр Капралов, как художник, хорошо чувствует себя в полярных образах. Например, есть гармония в его работах «Солнечная ладья», 2005; «Поиск истины» (2014 г.), в то же время в других ощущается трагедия – «Мольба», (2005 г.); «Ковчег», (2015 г.) Часто в скульптурах можно встретить крылья и клетки – два противопоставленных символа. Много колёс и лодок – символов движения. Однако и мелкие детали – это вполне самостоятельные работы, над которыми скульптор трудиться часами. Например, в каждой композиции у него есть птицы.

Мир Капралова густонаселён.
Мир Капралова густонаселён. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Вообще его мир густонаселён королями, шутами, пророками, циркачами, шаманами. Эти образы кочуют из работы в работу, но везде они разные. Кстати, считается, что античным изваяниям была чужда улыбка, говорят, что мрамор не смеется. Работы Капралова – сварная скульптура, но олицетворяет комичное во всех его ипостасях: от доброго юмора до едкого сарказма. Отличное качество, которое мы ценим в людях. Но если добрые шутки нравятся всем, то сарказм – только настоящим ценителям, которые умеют посмеяться над жизненными трудностями и над своими неудачами.

Сварная скульптура Капралова.
Сварная скульптура Капралова. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

На выставке Капралов представил в основном свои работы за последние два года, но здесь можно увидеть и некоторые более ранние скульптуры, которые показывают, что пытался выразить их создатель раньше и что говорит сейчас. «Пять лет назад на выставке я представил металлические скульптуры в цвете, а сейчас все работы чёрные. Понял, что краска убивает металл. Надо, чтобы металл дышал. Здесь он дышит», - сказал скульптор.

Многие скульптуры отражают смеховую культуру Средневековья.
Многие скульптуры отражают смеховую культуру Средневековья. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Жаль, что его работа так мало в Омске. К 300-летию города, когда обсуждались юбилейные мероприятия и памятные события, Александр Капралов предложил установить на «Зелёном острове» скульптуру байкеров на мотоцикле; у Речного вокзала – земной шар, который будет символом освоения Сибири; возле ТЮЗа –  Санчо Пансу, чтобы тот составил компанию Дон Кихоту. Кстати, фигура верного оруженосца для рыцаря должна была появиться лет 15 назад вместе с высокой мельницей. Однако до сих пор герой Сервантеса одинок.

Добавим, что экспозиция будет работать до 2 декабря 2019 года. Адрес Дома художника – ул. Лермонтова, 8. 6+

Выставка Капралова, автора скульптуры Дон Кихота у ТЮЗа, открылась в Омске

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество