aif.ru counter
83

Замереть, задуматься, запомнить... В Омске открылась новая фотовыставка

Философию цвета от Александра Лелякина можно увидеть на персональной фотовыставке «Скоро будет…».

Директор музе изобразительных искусств Фарида Буреева отметила, что экспозиция «Скоро будет…» передана наследниками Александра Лелякина в дар музею.
Директор музе изобразительных искусств Фарида Буреева отметила, что экспозиция «Скоро будет…» передана наследниками Александра Лелякина в дар музею. © / Татьяна Кравец / АиФ

В галереях и на вставках часто бывает, что неспешное созерцание вдруг прерывается - замираешь перед одной картиной. И сам не сразу понимаешь, почему.

Оттенки мгновений

– Фотоколлаж, задерживающий взгляд, – «Мрас-Су № 3» (на реке Мрас-Су)
Фотоколлаж, задерживающий взгляд, – «Мрас-Су № 3» (на реке Мрас-Су) Фото: АиФ/ Татьяна Кравец

Так может случиться у посетителей выставки «Скоро будет…» перед фотокартиной (как-то не звучит «фотоколлаж») Александра Лелякина под названием «Мрас-Су № 3».

На реке Мрас-Су в Кемеровской области в 2010 году автор выставки участвовал в культурологическом пленэре художников и фотографов, потому есть ещё одноимённые фотокартины от № 1 до № 6.

Но третий номер показался особенным. Деревянная лодка, цепью привязанная к берегу, река, напротив - холмы… Все очень понятно и – загадочно. Фотография словно разорвана на паззлы, при этом воссозданный изначальный пейзаж дополняется отдельными деталями – цепью, боротом лодки, участком берега.  И цвет «паззлов» не совпадает с естественными красками фотокадра, а создан автором. Ощущение, что вроде ты внутри сине-коричнево-песочного мира рядом с лодкой, но в следующую минуту уже в черно-белой дали, на холмах другого берега.

Куратор выставки Светлана Машанова: «Александр Лелякин был очень ищущий человек, творческий: графика, дизайн, фотография и новая ступенька - альтернативная фотография».
Куратор выставки Светлана Машанова: «Александр Лелякин был очень ищущий человек, творческий: графика, дизайн, фотография и новая ступенька - альтернативная фотография». Фото: АиФ/ Татьяна Кравец

Свет дня – тень грядущего вечера. Радость бытия – тяжесть проблем. Тёмное воспоминание – мечты о будущим… Такие противоречивые сочетания-смыслы просятся ко всем 19 фотокартинам, отражающим селения, пейзажи, портреты обитателей местечек по долине рек Усть-Кабырзы, Усть-Анзаса, Кезска, Чазы-бука.

Про фотографию говорят: «Остановись, мгновение». Александру Лелякину удалось не просто остановить, но и передать оттенки цвета, настроения, ощущения тех мгновений «Медленной жизни» («Slow Life» - название всей серии фотоколлажей), которую он увидел в Горной Шории.

Творческий импульс

Фотовыставка «Скоро будет…» открылась в Генерал-губернаторском дворце музея изобразительных искусств им. Врубеля. Время открытия выбрано неслучайно – в первую годовщину памяти художника-фотографа, талант которого не раз восхищал на разных выставках графики и графического дизайна, всероссийских и международных фотовыставках. Можно ли почтить лучше, как не представлением незнакомых последних работ мастера?

«Александр был очень ищущий человек, очень творческий - отметила куратор выставки Светлана Машанова. – От графики, дизайна - к фотографии. Ступенька за ступенькой… И уже другая техника печати, обращенная к истокам печатных процессов. И альтернативная фотография, позволяющая автору импровизировать, выходить за рамки традиционного фотореализма, новым выразительным языком говорить о сохраненных наблюдениях, мыслях».

Фотоколлажи - живые, без графического редактора: множественные ручные отпечатки делались с цифрового кадра на акварельной бумаге в технике темперапринт (при печати картинка тонально насыщалась – расцвечивалась - в нужной автору гамме. - Ред.), затем всё рвалось и произвольно наклеивалось на картон (вот ощущение паззлов) – создавались либо один сюжет, либо соединялись разные по смыслу или графически.

Альтернативная фотография всегда непредсказуема: сколько оттисков одного или нескольких кадров войдет в коллаж, неизвестно, и, если вдруг не хватит кусочка для целостной картины, автор допечатывает ещё и ещё.

Портрет из серии «Nodus. Промелькнувшие миры» - о людях, живших так, что этого никто не заметил, даже они сами.
Портрет из серии «Nodus. Промелькнувшие миры» - о людях, живших так, что этого никто не заметил, даже они сами. Фото: АиФ/ Татьяна Кравец

Новая образность - новая философия цвета и пространства. Раскрасить мир - значит, сделать его более таинственным, драматичным. Кто из творцов заметил: «Если вы теряете драму, вы теряете искусство»?

«Медленную жизнь» на выставке дополняет мини-серия «Nodus. Промелькнувшие миры»: пять портретов людей, «живущих или живших так, что этого никто не заметил… даже они сами..» (примечание Александра Лелякина). Разрезанные фото, соединенные, сдвинутые, ассиметричные… И одновременно выразительные - в  морщинках или уголках губ, цепляющие за душу взгляды.

По словам Светланы Машановой, альтернативной фотографией Александр Лелякин занялся в Омске первым. Но наверняка окажется не единственным. Кто знает, возможно, творческий импульс автора передастся кому-то из посетителей!

0+




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как решить вопрос регистрации студента омского вуза из Казахстана?
  2. Наказывают ли велосипедистов за нарушение ПДД?
  3. Оборудуют ли у нашего подъезда места для отдыха пожилых людей?
  4. Как подготовить бизнес-план для участия в конкурсе?
В Омске начался месячник по благоустройству. Вы пойдёте на субботник?