Когда в 2006 году в Омской области создавался государственный детский ансамбль для одарённых детей, были скептики, которые говорили, что дети вырастут и всё забудут. Однако для многих из них, выросших, творчество стало отдушиной, профессией и призванием.
Подробности в интервью с воспитанницей первого набора Омского государственного детского ансамбля, выпускницей ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и руководителем ансамбля танца «Сибирочка» Владой Морошан - коллектива, который существует уже 35 лет на базе гимназии № 9 города Омска.
Растём вместе
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Влада Георгиевна, сейчас с появлением танцевальных шоу многие серьёзно заинтересовались хореографией, она стала модной и по-настоящему востребованной. С какого возраста к вам в ансамбль могут попасть дети?
Влада Морошан: В коллектив набираем с трёхлетнего возраста, это воспитанники близлежащих детских садов. Все они в будущем будут учиться в гимназии № 9, вместе с ними мы растём, пока они не становятся выпускниками.
- «Сибирочка» - уникальный ансамбль, из школьного кружка он вырос до образцового коллектива…
- Танцевальный кружок был открыт при гимназии № 9 в 1988 году Светланой Беленя. Она всю жизнь прожила в районе СибНИИСХ, и когда ребёнок пошёл в гимназию, возникла необходимость дополнительного образования. Так как Светлана Борисовна была хореографом с большим опытом, ей предложили создать коллектив.
Она собрала детей и поняла - получается! Постепенно коллектив рос, начали выходить на конкурсный уровень, выступать на концертных площадках. Потом стали ездить по стране. С 2008 года «Сибирочка» носит звание образцового. К сожалению, Светланы Борисовны нет с нами.
- При создании коллектива, подобного «Сибирочке», за образец берут триединую формулу - в составе его должна быть хоровая, хореографическая и оркестровая группы. Как Омский государственный детский ансамбль…
- Да, там есть оркестр, хор и балет. Я занималась в балетной группе у заслуженного работника культуры РФ Светланы Пономарёвой. В «Сибирочке» основа - хореография, но сейчас начинаем осваивать и вокальное направление. В 2022 году в ансамбле танца появилось хоровое отделение. Наши совместные выступления с хором «Дорога детства» становятся традицией. Оркестра пока нет, но мы стараемся развиваться во всех направлениях.
Кстати, если дети занимаются хореографией, они получают у нас и музыкальное образование. Изучают ноты и основы музыкальной грамоты. Ребятам из хорового отделения даём уроки сценического движения, чтобы они могли двигаться на сцене и понимать ритм.
- В «Сибирочке» так много воспитанников - 120 человек.
- Считайте, что это не все. Ведь принимая в ансамбль ребёнка, мы записываем туда и папу с мамой, и бабушку, а это самые незаменимые помощники педагога. По себе знаю, меня мама возила на репетиции, а они были по 10 - 12 часов в выходные.
Трюков много!
- А много трюков выполняют девчонки?
- Трюков много, но надо понимать, что они на основе хореографии и балетной школы, а не спортивной гимнастики.
- Что считаете наиболее приемлемым для коллектива из современной хореографии?
- Мы учим классическому танцу в первую очередь, эстрадному, контемпорари, но не берём современные направления, например, хип-хоп или вог.
Больше воздуха, больше свободы
- Вы руководитель ансамбля. Как определяете приоритеты репертуара, над которым работает ансамбль?
- Я отталкиваюсь от музыки: когда откликается внутренне, рождается композиция. Конечно, в нашем репертуаре главное место занимает народный танец. Дети, которые к нам приходят, должны знать свои истоки, родную культуру. Это было актуально, когда ансамбль создавался, актуально и сейчас, когда возникла острая необходимость патриотического звучания.
- Это даёте через русский танец?
- Не только. Мы объясняем, что Россия - большая страна, и живут на её территории многие народности. В нашем репертуаре есть национальные танцы, мы изучаем, чем они отличаются по движениям и музыкальному сопровождению. Почему, например, у одних народов плавные движения, у других скачкообразная хореография. Обязательно рассказываем о национальном костюме, на каком языке говорят, какие у них песни. У нас есть башкирский танец, очень сложный болгарский, конечно, русские народные.
- Как вам работается в системе дополнительного образования? И чем «Сибирочка» отличается в системе дополнительного образования от других коллективов?
- Нас отличает то, что мы работаем на базе одной школы, дети из одной гимназии. И берём всех желающих: мы не проводим кастинги, для каждого ребёнка подбираем репертуар, место в номерах. Лично я себя в этой системе чувствую хорошо, потому что люблю танец и у меня есть большое желание делиться тем, что умею. Есть возможность раскрыться как педагогу и художественному руководителю.
Здесь у меня больше воздуха, больше свободы. Я могу придумывать и воплощать свои идеи.
И так радостно видеть результат - вот пришла неуклюжая девочка, через какое-то время она уже двигается в такт. Кстати, одарённость - это не первостепенное. В танцах это труд. У ребёнка, который трудится, потенциала больше, талантливый же расслабляется и не развивается. Уверена, трудяга может достичь большего.
- Смотрите ли танцевальные проекты на телевидении? Сейчас много таких на ТНТ, например.
- Это они сами смотрят, а мы на занятиях смотрим видео профессиональных танцевальных коллективов, один из таких - Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, балетные спектакли. И обсуждаем, можно ли какую-то связку повторить или исполнить комбинацию.