Примерное время чтения: 6 минут
238

Улыбающийся Достоевский. На выставке можно увидеть неожиданный портрет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Омске № 7 17/02/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
Владимир Казионов / АиФ

В Воскресенском военном соборе открыта выставка «Достоевский F.М. Уроки изоляции».

На экспозиции представлены работы выдающихся омских художников, посвящённые великому русскому писателю, музейные экспонаты, иллюстрирующие некоторые эпизоды его произведений, а также статьи и учебники по русской литературе дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Кроме того, рассказана здесь и история двух омских храмов – Успенского кафедрального собора и Воскресенского военного.

Помимо этого в Сети запустили новый проект, который будет рассказывать о событиях жизни писателя, которые так или иначе были связаны с нашим городом. Идея принадлежит омскому Музею просвещения: «Мы решили взглянуть на Омск начала 1850-х годов глазами совсем молодого человека, ученика приходского училища, сына офицера, служащего в Омской крепости. Нашего героя зовут Лёвка, он видел совсем немного книг, прочёл и того меньше, о писателях имеет смутные представления, о далёком Петербурге - почти фантастические. Но тропинки, по которым он передвигается по нашему городу середины ХIХ века, иногда пересекаются с маршрутами конвоируемых каторжников омского острога, среди которых и Фёдор Михайлович Достоевский, будущий гений мировой литературы».

У проекта есть отдельная страница в соцсетях и хэштег #достоевскийfm. Формат предполагает, что будут появляться подкасты, виртуальные экскурсии, конкурсы и розыгрыши призов.

Музей в интерьерах собора

Собор Воскресения Христова считается первым каменным храмом Омска. Он был заложен в центре Омской крепости в 1769 году. Финансировали строительство собора военные, потому-то его и считают главным духовным центром для лиц служилого сословия. Вот почему он и именовался военным.

Протоирей Дмитрий Пономарёв, служивший в соборе, был духовником Фёдора Михайловича Достоевского. Ссыльнокаторжный молился в стенах храма. «Мы ходили в церковь, которая была неподалёку от острога, раза по два и по три в день», - писал он.

В советское время службы здесь были прекращены, в 1958 году церковь вообще разобрали. В 2016 году, к 300-летию Омска, она была восстановлена. В цокольном этаже сейчас располагается музей.

«Наш собор и музей оказываются причастными к большому делу проповеди христианства во всем мире, потому что именно стены воссозданного собора настраивали Фёдора Михайловича на молитву, утешали его, помогали. Здесь он предавался богомыслию, общению со Христом, осмыслению своей судьбы и, конечно же, именно молитва позволила ему потом написать такие произведения, которые стали достоянием православной церкви, русской культуры и всей мировой литературы. Очень важно нам чтить память писателя и пребывать в молитве о покоении его души», - сказал на открытии выставки настоятель Воскресенского военного собора Никита Примак.

Сибирь была не только большим испытанием для Достоевского, но и временем открытий и прозрения, обогативших его творчество. «И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото», - писал он брату Михаилу сразу после выхода из острога.

«Известный русский философ Николай Бердяев писал о месте гения в национальной культуре. Он рассуждал, почему и зачем у нации рождается гений. Именно для того, чтобы  национальная культура осознала и своё место в мире. Фёдор Михайлович показал смысл русской культуры и русской души, и это очень важно, чтобы мы, обращаясь к его творчеству ещё и ещё раз, задумались, зачем нужна Россия миру, что она даёт, какой посыл русской культуры несём мы сегодня», - отметила директор музейно-выставочного комплекса «Моя история» Ольга Безродная.

«Дорогая копеечка»

«Сколько я вынес из каторги народных типов характеров. На целые томы достанет», - писал Достоевский. Из Омска он вывез написанную тайком от надзирателей записную тетрадку. Цитаты из неё писатель использовал на протяжении четверти века в «Записках из Мёртвого дома», «Униженных и оскорблённых», «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Братья Карамазовы», «Бесах», «Подростке», статьях и дневнике.

Предметный ряд экспозиции в музейном помещении Воскресенского собора весьма разнообразен. Например, помещена в витрину  монета в одну копейку 1854 года выпуска. Как раз время пребывания Фёдор Михайловича в Омске. Как тут не вспомнить рассказ каторжника «Дорогая копеечка».

«Я возвращался с работы один, с конвойным, навстречу мне прошла мать с дочерью. Дочь была девочка лет девяти. Мать была солдатка, вдова. Муж её был под судом и умер в больнице, в арестантской палате… Увидя меня, девочка закраснелась и прошептала что-то матери. Мать тотчас же остановилась, отыскала в узелке что-то и дала девочке. Девочка бросилась бежать за мной. Она сунула мне в руку монету и сказала: «На, несчастненький, прими Христа ради копеечку». Я взял копейку, и девочка возвратилась к матери совершенно довольная. Эту копеечку я и теперь храню у себя».

Влияние на других

Литературные образы и идеи Фёдора Михайловича вдохновляют омских художников на создание собственных произведений.

«Мне очень приятно, что моя работа находится на этой выставке вместе с работами Георгия Кичигина и Геннадия Павлова. Достоевский оказал очень большое влияние на очень многих творческих людей, вот я впервые прочитал «Записки из Мёртвого дома» ещё будучи студентом в начале 1980-х гг. Я всегда думал о том, что чувствовал Достоевский на эшафоте? Уже приговорённый к смерти? И вдруг волею судьбы ему была дарована жизнь. Наверняка всё меняется в судьбе человека.  И, конечно, когда он попал сюда, в Омск, на каторгу, он оказался в иной атмосфере, что перевернуло его сознание. Пройдя все муки, Достоевский смог написать произведения, которые стали известны всему миру», - рассказал член Союза художников России Евгений Дорохов

О своём восприятии писателя рассказал и заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ Георгий Кичигин. Он принимал участие в постановке Театра живописи «Сцены из Мёртвого дома», причём, как признавался режиссёр Николай Михалевский, спектакля не было бы, если б не Георгий Кичигин. К заслуженному художнику России тот  пришёл, когда ещё не было сценария, а только родилась идея:

«Меня затянуло, хотя первая встреча с Фёдором Михайловичем для меня была «прохладной». А тут захватило. На меня после нашего разговора такое вдохновение нашло, остановиться не мог и сделал ряд графических работ», - говорит художник.

Кстати, на всех фотографиях и портретах, прижизненных и созданных художниками после смерти писателя, Достоевский, как правило, мрачен. Кичигин же создал необычный портрет писателя. На его картине «Ф.М. Достоевский. Белая ночь» тот улыбается.

12+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах