Спектакль «Камера обскура» (18+) создан по мотивам одноименного романа Владимира Набокова, который критики называют кинематографическим из-за буйства цветов – есть зелёный, канареечный, кофейный, синий, чёрный. Но над всем доминирует красный – цвет страсти и трагедии.
Подробности в материале «АиФ в Омске».
Краски жизни
Встреча богатого искусствоведа Бруно Кречмара с 16-летней натурщицей Магдой случилась у кинотеатра, вывеска которого горела красными лампочками. Невольная аналогия с красными фонарями, которые вывешивали на Западе над входом в бордели.
И сюжет очевиден: эстет погружается в страсть, забыв жену с дочкой, за что потом жестоко поплатился – ослеп из-за автоаварии и оказался в вечной тёмной комнате (как переводится с латинского «камера обскура»). Банальная и, в общем-то, пошлая история, если бы автором был не Набоков.
У него – многослойная драма! Судьбоносных треугольников не один, а два: Бруно-жена-Магда и Бруно-Магда-Горн (её любовник, который прикинулся геем*, чтобы за спиной Бруно крутить шашни в путешествии, и продолжить в доме уже ослепшего). Во-вторых, соотношение двух миров: спокойного семейного и киношного – яркого, иллюзорного, крикливого.
В-третьих - психологическое раздвоение героя: он понимает, что после смерти их ребёнка надо поддержать жену, но… сексуальный соблазн побеждает. Есть и четвертый, и пятый слои. Но как все это смогли выразить омские артисты?
Про исполнителя главной роли Владислава Пузырникова достаточно сказать одно слово – сильно! Его мимика и жесты отражали полную гамму чувств: вожделение, восторг, боль, страдание, брезгливость… Глядя на него, стало понятно, почему для постановки выбрана камерная сцена им. Татьяны Ожеговой, а не основная – иначе переживания героя увидели бы лишь первые ряды.
У Магды – Ирины Бабаян – вся разнузданность через пластику: угловатую, колючую, гибкую, манящую. Статичность жены Бруно – вытянутая в струнку спина Кристины Лапшиной – это незыблемые принципы благопристойной жизни.
Киноглаз и Ян ван Эйк
Режиссёр Алексей Крикливый, говоря о работе над спектаклем, отмечал, что интересный процесс продолжался больше года. И не удивительно, что декорации и костюмы вместе с актёрами открывают ещё один важный слой набоковской прозы – соотношение искусства и масскультуры.
Для отражения первого использовалась декорация белых стен комнаты, на которых висела картина Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (первый парный портрет в европейской живописи) и проецировались полотна великих художников прошлого. В актёрском плане искусство усилил высокий слог малочитаемого писателя в исполнении заслуженного артиста России Олега Теплоухова: заслушаешься!
А масскультуру ярко отразили желание Магды сниматься в фильме (увы, неудачно) и карикатурный образ киношной дивы Дорианны Карениной (о, псевдоним!): в золотой блузе, боа, шляпе, с накрашенными губами и голосом от… Ивана Курамова.
Плюс походка, танцевальные «па» – браво артисту! К слову, танцевальный хоровод на современный лад всех действующих лиц вокруг нечастного Бруно добавили мюзик-холльную тональность, любимую массами.
…Говорить о драматургии спектакля, актёрской игре каждого (даже девочки Вики Иваненко в роли дочки Бруно!), режиссёрских находках можно много – спектакль простой и сложный одновременно. А истории человеческих судеб ни в какие времена простыми не были.
* Решением верховного суда РФ от 30.11.2023 года международное общественное движение ЛГБТ и его структурные подразделения признаны экстремистскими и запрещены.