С гастролями Театра на Васильевском в Омске побывал популярный актёр театра и кино, заслуженный артист России Сергей Лысов, служивший в 1980-е в омском драмтеатре.
О начале творческого пути, своём отношении к съёмкам и сцене он рассказал корреспонденту omsk.aif.ru.
Мы выбираем, нас выбирают
Татьяна Кравец, omsk.aif.ru: Сергей Викторович, вы окончили училище имени Щепкина. Как мальчику из глубинки удалось сразу покорить Москву?
Сергей Лысов: Первая попытка поступления после школы была в Уфе. Я занимался в театральной студии, и две наши девочки легко поступили в открытый там театральный институт. Я прилетел в 4 утра, доехал до института – на скамейке прилёг, дожидаясь открытия дверей. Зашёл, а приём только в башкирскую группу. Русской группы в мой год не набирали. Поехал на вокзал, два дня покупал билет. Вернулся домой, работал на заводе, а через год отправился в Москву.
- Вы сами выбрали щепкинскую театральную школу?
- Не я выбирал – меня выбрали. Я сразу пошел в ГИТИС: первый тур прошел, на втором меня завалили. Ребята позвали в «Щуку», но я увидел толпу и испугался. Отправился в школу-студию МХАТ, прочитал, а там рядом Щепкинское училище. Здесь первый тур прошёл, меня пригласили на второй, после которого сказали: «Документы с собой? Давайте!» Меня приняли на курс народного артиста СССР Николая Анненкова. А конкурс был 400 человек на место.
Гении и продюсеры
- Вы ведь попали на съемочную площадку уже на третьем курсе. Прочувствовали магию кино?
- Нет. В первом фильме «Иванов катер» увидел себя в одном кадре, когда компания идёт на какую-то свадьбу. Во втором - «Фронт за линией фронта» - увидел себя дважды.
- А когда стали сниматься в популярных сериалах, таких как «Бандитский Петербург», «Ментовские войны», «Тайны следствия»? Думается, одна из лучших ролей в первых «Тайнах», где вы сыграли генерала милиции Голицина, который пошел на преступление ради любви.
- Сериалы - просто работа. Те серии с генералом снимал Илья Макаров – очень хороший режиссёр.
- Хороший режиссёр – это кто для вас?
- Тот, кто знает, что делать. Характер без разницы. Сергей Снежкин – грубый человек, но он прекрасный режиссёр, его фильмы «ЧП районного масштаба», «Невозвращенец», «Похороните меня за плинтусом», многие сериалы.
Мой киношный отец - Евгений Татарский (фильмы «Золотая мина», «Колье Шарлотты», «Тюремный романс». - Ред.). Я у него снимался в телесериале «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» с Банионисом. Его режиссёрская работа – это что-то.
- Вы вспомнили Донатаса Баниониса, а еще был Евгений Леонов в фильме «Американский дедушка». Как работалось с такими мастерами?
- Я делал свою роль, они – свои. Конечно, старался не упасть в грязь лицом. Понимаете, среди драматических актёров очень мало гениев. Потому что профессия эта – не индивидуальная, а коллективная: всё зависит не только от тебя, но и от других.
А гений индивидуален и одинок всегда. Если он гениален, как Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Олег Борисов, Михаил Ульянов, Николай Гриценко. Их очень мало. Гений – сам себе творец.
- Сегодня кино творят продюсеры, стоящие над режиссёрами…
- Да, продюсеры захватили всё. Мы с коллегой нашего театра на Ленфильме проходили пробы (я опять на роль полковника полиции). Сыграли сцену, и тишина три месяца. Прихожу на киностудию, встречаю режиссёра, спрашиваю, а он: «Продюсеры сказали, что у тебя высшее образование на лбу написано». Он пытался им доказать, что я мог бы сыграть, если надо, и дурака, но они – ни в какую.
Это ненормально. Я не знаю даже, кто они, как их зовут. Я понимаю, когда Никита Михалков - великий актёр, он же продюсер. Александр Адабашьян – понимаю. Но когда какой-то Пупкин решает – не понимаю.
Импровизация
- У вас внушительная фильмография - почти 80 проектов, но и коллекция театральных ролей насчитывает несколько десятков. Как вы соотносите для себя кино и театр?
- В кино сыграл - и ничего уже поправить не сможешь. На сцену я выхожу много лет с одной ролью, но каждый раз по-новому. Поэтому в театре в профессии для меня всё время идёт самосовершенствование. В кино ты не успеваешь этого. Только в том случае, если «в обойме» и постоянно снимаешься.
- За 50-летнюю актёрскую жизнь когда-нибудь отказывались от ролей?
- Отдал роль в спектакле «Горе от ума», который мы привезли омичам. Мне предложили роль Скалозуба. Но у Софии женихи Чацкий и Молчалин - молодые люди. Почему Скалозуб должен быть старый? Режиссёр Руслан Нанава сослался на звание – он же полковник. Но тогда 22-летние юнцы были полковниками. В итоге режиссёр со мной согласился.
На сцену я выхожу много лет с одной ролью, но каждый раз по-новому. В театре в профессии для меня всё время идёт самосовершенствование.
А через некоторое время он позвонил: «Хочу попросить: сыграйте, пожалуйста, роль графини-бабушки». (Чертыхается, смеется). Ну, ладно - сыграл.
- Ваша бабушка в инвалидной коляске – крутой персонаж. Роль почти без слов, но жесты, мимика! Как оттопыриваете губу, пришлепываете, тянетесь к подносу с шампанским, показываете пальцами порцию наливочки… Это ваша находка образа или режиссёра?
- Я там импровизирую. Режиссёр сказал - надо что-то все время делать. А жесты… с рюмочкой, когда жесты пальцами про объём порции, я сам придумал. Старушка очень хотела выпить. Она приехала к Фамусову на бал, думала, что угостят. Дома ей не дают, и, наверное, даже бьют её там. И тут по рукам бьют. Но в итоге ей везет – дают выпить аж из бутылки…
- Что ближе вам по характеру – комические или трагические роли?
- Разные. Мы же играем жизнь – сегодня она драматическая, завтра смешная. Главное, найти нужный ход, характер и попытаться воплотить. Стараюсь сделать то, что просит режиссёр. Потому что считаю: я не автор, а исполнитель и помощник.
Гастроль за счастьем
- Вы приехали в Омск, как однажды говорили, вслед за невестой…
- Да, на гастролях здесь Пермского драматического театра в 1980 году я за кулисами познакомился с дочерью актёра (некоторое время он работал в омском театре). Она не смогла переехать ко мне в Пермь – училась в университете, сложным был перевод в другой вуз (14 экзаменов досдавать), потому я ринулся в Омск. В ноябре того же года переехал, и мы поженились, через год родился сын.
- Кроме личного счастья нашли и творческое?
- Да, повезло с режиссёрами и спектаклями. Считаю, одним из гениальных был спектакль «Наплыв» режиссёра Вячеслава Кокорина. В начале 90-х довелось работать с Паоло Ланди, итальянским режиссёром, ставившим пьесу Ионеско «Лысая певица».
- Паоло Ланди как-то в интервью сказал, что выучил русский язык с этим спектаклем - проговаривал фразы диалогов. От вашей игры в роли одного из мужей зрители плакали от смеха.
- Этот спектакль Паоло первым создал именно на омской сцене. А потом ещё поставил 75 спектаклей по всей России! Крупный режиссёр!
- Вы в 1991 году переехали в Санкт-Петербург, и возвращались в Омск только с гастролями питерского театра.
- Причём снова здесь на гастролях в 2002 году я испытал личное счастье. Родилась дочка - пришло сообщение из Питера. Такие счастливые омские гастроли.