Примерное время чтения: 3 минуты
26

Треугольники, карикатуры. Премьера - «Камера обскура» в омском драмтеатре

Спектакль «Камера обскура» создан по мотивам одноименного романа Владимира Набокова, который критики называют кинематографическим из-за буйства цветов – есть зеленый, канареечный, кофейный, синий, черный.  Но над всем доминирует красный – цвет страсти и трагедии.

Подробности в материале «АиФ в Омске».

Краски жизни

Встреча богатого искусствоведа Бруно Кречмара с 16-летней натурщицей Магдой случилась у кинотеатра, вывеска которого горела красными лампочками. Невольная аналогия с красными фонарями, которые вывешивали на Западе над входом в бордели. И сюжет очевиден: эстет погружается в страсть, забыв жену с дочкой, за что потом жестоко поплатился – ослеп из-за автоаварии и оказался в вечной темной комнате (как переводится с латинского «камера обскура»). Банальная и, в общем-то, пошлая история, если бы автором был не Набоков.

У него – многослойная драма! Судьбоносных треугольников не один, а два: Бруно-жена-Магда и Бруно-Магда-Горн (ее любовник, который прикинулся геем, чтобы за спиной Бруно крутить шашни в путешествии, и продолжить в доме уже ослепшего). Во-вторых, соотношение двух миров: спокойного семейного и киношного – яркого, иллюзорного, крикливого. В-третьих - психологическое раздвоение героя: он понимает, что после смерти их ребенка надо поддержать жену, но… сексуальный соблазн побеждает. Есть и четвертый, и пятый слои.  Но как все это смогли выразить омские артисты?

Про исполнителя главной роли Владислава Пузырникова достаточно сказать одно слово – сильно! Его мимика и жесты отражали полную гамму чувств: вожделение, восторг, боль, страдание, брезгливость… Глядя на него, стало понятно, почему для постановки выбрана камерная сцена им. Татьяны Ожеговой, а не основная – иначе переживания героя увидели бы лишь первые ряды. У Магды – Ирины Бабаян – вся разнузданность через пластику: угловатую, колючую, гибкую, манящую. Статичность жены Бруно – вытянутая в струнку спина Кристины Лапшиной – это незыблемые принципы благопристойной жизни.

Киноглаз и Ян ван Эйк

Режиссер Алексей Крикливый, говоря о работе над спектаклем, отмечал, что интересный процесс продолжался больше года. И не удивительно, что декорации и костюмы вместе с актерами открывают еще один важный слой набоковской прозы – соотношение искусства и масскультуры. Для отражения первого использовалась декорация белых стен комнаты, на которых висела картина Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (первый парный портрет в европейской живописи) и проецировались полотна великих художников прошлого. В актерском плане искусство усилил высокий слог малочитаемого писателя в исполнении заслуженного артиста России Олега Теплоухова: говорил - заслушаешься!

А масскультуру ярко отразили желание Магды сниматься в фильме (увы, неудачно) и карикатурный образ киношной дивы Дорианны Карениной (о, псевдоним!): в золотой блузе, боа, шляпе, с накрашенными губами и голосом от… Ивана Курамова. Плюс походка, танцевальные «па» – браво, артисту! К слову, танцевальный хоровод на современный лад всех действующих лиц вокруг нечастного Бруно добавили мюзик-холльную тональность, любимую массами.

…Говорить о драматургии спектакля, актерской игре каждого (даже девочки Вики Иваненко в роли дочки Бруно!), режиссерских находках можно много – спектакль простой и сложный одновременно. А истории человеческих судеб ни в какие времена простыми не были.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах