Примерное время чтения: 4 минуты
1053

Сябры - значит друзья. Что связывает Сибирь и Беларусь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Омске №27 03/07/2019
Ансамбль из Беларуси спел в интерьерах Сибирского культурного центра.
Ансамбль из Беларуси спел в интерьерах Сибирского культурного центра. Государственный центр народного творчества

Ансамбль народной песни и музыки «Сузор’е» из Осиповичского района Могилёвской области побывал в Омске на Днях культуры Беларуси. Прибыли гости по приглашению местной белорусской национально-культурной автономии.

«Омские белорусы» - общественная организация, объединяющая тех, кому небезразлично сохранение и развитие белорусской культуры, национального языка, народных традиций, обычаев, самобытности - всего, что касается белорусского национального уклада жизни.

«Гоп, мои гречаники!»

3 июля в Беларуси - День независимости. Будут отмечать этот государственный праздник и омские белорусы.

В канун Дня России разделили праздничное настроение сибиряков-соплеменников белорусские артисты. Два дня в Омске провели участники народного ансамбля с Могилёвщины. В «Сузор’е» («Созвез­дие») поют и пляшут Александр Евдокимович, Сергей Курчевский, Александр Матвеенко, Олег Чекман, руководит ансамблем Наталья Евдокимович.

Коллектив хранит белорусское традиционное искусство как самую величайшую ценность. В его репертуаре обрядовые, историко-бытовые, фольклорные, традиционные песни и танцы разных регионов Беларуси, потому-то артистам было интересно побывать в Сибири и услышать, как исполняют народные песни потомки белорусов. А омичам было что показать: при колледже культуры и искусства действует народный ансамбль «Славянский венок», созданный омскими белорусами, руководит им Наталья Добрынина. Оба коллектива мгновенно включились в перепляс и перепев. «Гоп, мои гречаники!» исполнили совместно, молодым ребятам на ходу пришлось запоминать новые движения. Под сводами терема, в котором располагается Сибирский культурный центр, где и проходила встреча двух братских народов, весело и с задором, а то и с грустинкой были исполнены самые известные белорусские песни.

Гости подарили омичам в знак признательности флаг и герб Республики Беларусь, а также 10 комплектов национальной одежды. Это был подарок республиканского министерства культуры. Подарки приняла руководитель омских белорусов Алёна Овчаренко.

Сибиряки в ответ вручили книги, которые были написаны местными авторами о белорусских предках, истории и культуре народа, чьей родиной стала Сибирь. Порой эта история была трагической, порой удивительной. Вы знаете, что именно белорус стал автором неофициального гимна Омска? Это публицист Михаил Сильванович. Уже более полувека звучат его «Омские улицы».

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны в далёком тыловом городе были созданы партизанские отряды. Один из них, «Сибиряк», принимал участие в боях на территории Витебской области. Истории этого отряда посвящена экспозиция музея общеобразовательной школы № 106. Им руководит Луиза Сморщенко.

Нематериальное наследие

Неизвестно, когда прибыл на Омскую землю первый белорус. Считается, что большинство переселенцев пришло со второй волной, в конце XIX - начале XX века. То была вынужденная миграция - малоземелье в губерниях согнало с мест многих. В поисках лучшей доли крестьяне устремились в Сибирь, их привлекали плодородные просторы Зауралья.


Товары под маркой белорусских производителей никогда не покидали омских прилавков и постоянно присутствуют в нашей жизни.


Заселялись быстро, семьи постепенно разрастались и появлялись самобытные деревни и сёла. Сейчас это называют местом компактного проживания, целые территории оказались заселёнными белорусами. В Омской области белорусов оказалось мало в деревнях, которые потом окажутся на Транссибе. Такой «куст» появился в северных Тарском, Седельниковском и Муромцевском районах. Здесь существовало 165 хуторов, населённых белорусами. В начале XX века в Прииртышье их проживало больше 9000.

Сегодня в области их около 4000 человек. Понятно, что за эти годы произошла ассимиляция с русскими. Как и в случае с украинцами, браки русских с белорусами никогда не считались межнациональными, а дети от таких браков в России считают себя русскими. 

Половина белорусов региона - горожане. До деревень, что раньше были заселены потомками первых переселенцев, добраться по сибирскому бездорожью непросто. Но именно там, во всех этих Успенках, Малиновках, Соловьёвках, ещё можно встретить знатоков белорусских традиций. Так, святочная обрядовая игра «Женитьба Терёшки» белорусских переселенцев Омской области была записана в деревне Игоревке Муромцевского района. Считается она теперь нематериальным культурным наследием и занесена в специальный реестр.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах