4 мая в омском ТЮЗе состоялась премьера – «Возвращение домой» режиссёра и исполнителя главной роли Максима Пешина. Спектакль по пьесе «Птица Феникс возвращается домой» рождённой в Омске екатеринбурженки Ярославы Пулинович получился, возможно, даже более глубоким, чем задумывала его автор.
Казалось бы, просто сказка. Живёт себе на обычном екатеринбургском чердаке котёнок по имени Тося (Вероника Крымских), которая не умеет ловить ни мышей, ни птиц, поэтому питается тем, что приносит ей сердобольная бабушка-соседка. Но Тося очень сильно хочет стать звездой и уверена в своих великолепных музыкальных способностях! Просто у неё нет шанса в этой провинции: будь она хотя бы москвичкой, её талант наверняка оценили профессионалы.
Шанс для котёнка?
И вот судьба даёт серому котёнку шанс: на её чердак залетает птица Феникс (Максим Пешин). Большой, сильный, красивый и… смертельно уставший от своей вечной жизни, он прочёл в старых книгах, что раз в 10 тысяч лет Солнце сияет так ярко, что может сжечь даже бессмертного Феникса по имени Феликс. Он выбирает кратчайший путь навстречу светилу - из Марокко, но тут в его планы вмешивается Тося. Она буквально силой заставляет крылатого пока ещё недруга лететь в Москву, где её, разумеется, едва не продают на шкуру скорняку и где она не находит признания.
Затем будут Париж и Лондон, где Тося наконец осуществит свою мечту и станет-таки звездой, но едва не потеряет самого главного – друга Феликса.
Кто был чьим шансом? Феликс, который помог Тосе увидеть мир, или Тося, возродившая в тысячелетнем гиганте интерес к жизни? Недаром в омской постановке спектакль называется не по пьесе «Птица Феникс возвращается домой», а просто – «Возвращение домой».
«Жанр самой Ярославой Пулинович определён как сказка, - говорит режиссёр спектакля Максим Пешин. – Мы попытались сделать его глубже. Поэтому и возрастной ценз мы увеличили до 16+. На наш взгляд, этот спектакль предназначен для подростков лет с 14-ти».
«Самое дороге - что эта история и для детей, и для взрослых, - считает Вероника Крымских, исполнительница роли Тоси. - Такое редко бывает».
Её слова подтверждает режиссёр:
«На фестивале «Новосибирский транзит» я увидел спектакль красноярского драмтеатра им. Пушкина«Конёк-горбунок» режиссёра Олега Рыбкина, - рассказывает Максим Пешин. - И там было то, что мне показалось очень важным: детский спектакль должен быть интересным и для взрослого, который его привел. Чтобы родитель не отсиживался в зале, ожидая окончания, а тоже был увлечён действием, вовлечён в него. Поэтому мы в молодёжный спектакль сознательно вводили параллельность сюжета, приёмов, оценок, решений»...
…где куклы так похожи на людей
Интересно, что режиссёр не стал делать спектакль костюмированным – персонажи очень похожи на людей, разве что пластика выдает звериные или птичьи повадки. Прекрасный ансамбль попугайчиков очень напоминает человеческие пары, где жена постоянно «долбит» мужа; великолепная пара молодого заносчивого орла и Матильды, ещё одного давно живущего Феникса, также вызывает ассоциации у зрителей со звёздами российской эстрады.
Все актёры очень органичны в своих ролях, а интерактивные декорации прекрасно их дополняют, превращая помост, стул и балкон с лестницей то в российский чердак, то в звёздное небо, то в шикарную квартиру Матильды, то в московскую подворотню. На наш взгляд, очередной эскиз ТЮЗа вырос в хороший самостоятельный спектакль, и отрадно, что их в репертуаре театра становится всё больше.
16+