Впервые в новейшей своей истории Дом актёра им. Н. Д. Чонишвили принял участие в «Больших гастролях»: три дня на сцену выходили артисты из ростовского частного театра «Человек в кубе».
Он не похож на все вместе взятые омские, что придерживаются системы Станиславского. Гости называют себя продолжателями совсем другого метода. В традиционном репертуарном театре, если актёр на сцене бывает неубедителен, его работа оценивается знаменитым «Не верю!». Но метод Константина Сергеевича - это ещё не весь театр, хотя как идея живее всех живых. Есть система Михаила Чехова, Вахтангова, Мейерхольда.
А вот с методом Александра Таирова омский зритель не сталкивался, таким театральным языком с ним ещё никто не говорил, в афишах не было таких постановок.
Режиссёр, педагог и создатель театра Катерина Рындина рассказала корреспонденту omsk.aif.ru, что это за способ творения, каков его зритель и что играют актёры «Человека в кубе».
Пьесы пишем сами
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Катерина, как создавался театр?
Катерина Рындина: Театр создавался давно и по велению души. Мне хотелось создать в Ростове что-то интересное, чтобы это стало альтернативой государственным театрам и мы могли бы камерно и глубоко работать. Я задумывалась, что бы это могло быть. Несмотря на то что мастер курса занимался игровым театром, моё знакомство с театром Романа Виктюка всё поменяло. Я узнала о системе Александра Таирова, театре эмоционально насыщенных форм.
Это синтетический театр, он совмещает пластику, слово, музыку и вокал. Можно любой материал раскрыть на разных уровнях: глубоко проникнуть в проблему, рассмотреть какую-то историю в разных ракурсах существования. Это меня и привлекло.
- Почему «Человек в кубе»?
- Название пришло само, и мы решили его оставить. Это у нас означает, что человек в третьей степени и человек, находящийся в пространстве сцены.
- Кто ваш зритель? В Ростове-на-Дону достаточно театров, как не потеряться?
- Наши зрители - образованные, интеллигентные люди, которые хотят чего-то большего. Им хочется познавать себя. Они точно интересуются литературой, поскольку репертуар у нас уникальный - такого нет в государственных театрах.
Мы много работаем с прозой, что для театра нестандартно, и занимаемся той прозой, которую мало или практически не ставят. По сути, создаём оригинальные пьесы. Например, спектакль «Гоголь. 13 снов» (12+) - это наша же оригинальная пьеса. Был у нас проект «Спектакль О…», где мы рассказывали о четырёх литераторах - Мольере, Пушкине, Гоголе и Льюисе Кэролле. Гоголь - это такая история, где мы сочинили и пьесу, и способ существования, и способ игры, и вход в этот спектакль.
Без диктата зрителя
- Каков репертуар театра? Спрашиваете ли зрителей, что они хотели бы видеть?
- У гостеатров есть запрос от Министерства культуры, который они должны выполнять. Поэтому мы видим одновременно появление одной и той же пьесы в разных театрах страны.
У нас другая история: мы опираемся на свои ощущения и вкусы. В этом году вышла премьера «Вспомни себя» (12+) - спектакль глубоко психологический, мы раскрываем сложные темы, которые на массового зрителя не вынесешь. Мы увидели, что на спектакль ходят по одному, не в компании, не парой: человек покупает билет и приходит один. Это значит, людям нужно отрефлексировать какую-то проблему.
Мы взаимодействуем с публикой, но это взаимодействие интуитивное. У нас нет такого - провели опрос, зрители высказались, мы поставили.
- Сейчас говорят о популярности всего советского, стали ставить драматургов того периода. Вы это ощущаете?
- В нашем обществе существует большая степень ностальгии, от этого никуда не деться. В афиши театров возвращаются старые имена, сейчас идёт лаборатория Лоевского в Ростове, они ставят спектакли по советским фильмам.
В новогодних постановках мы общаемся со зрителями на радостных нотах, используя эстетику новогодних фильмов. Это что-то ностальгическое, детское, узнаваемое. У нас есть спектакль по стихам поэтов-шестидесятников, это мне близко.
- Актёрские курсы для всех желающих, что это?
- Курсы актёрского мастерства идут с 2011 года, с момента создания театра. Делали и короткие мастер-классы, и длинные тренинги.
Нам было важно делиться полученной информацией с обычными людьми, профессия которых не связана с театром. Но это всё инструменты, которые помогают в жизни, помогают человеку приспособиться и сделать качественнее свою жизнь.
- На выездах я занимаюсь и веду световое оформление, чтобы сократить группу и расходы. Сижу за пультом управления светом.