Главными героями картины стали омичи, которых в День Победы объединила память. В объективе камеры - один день города и несколько поколений его жителей.
Эмоции - удел зрителя, а не режиссёра
Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Юрий Дмитриевич, кто был автором идеи создания фильма?
Юрий Баженов: В 2018 году в Омске состоялось такое празднование Дня Победы, где были не только традиционные мероприятия, но и новые форматы. Получилось здорово, об этом захотелось рассказать. Так что идея была рождена в недрах мэрии, а воплотить её позвали меня. Поставили задачу: фильм должен нести серьёзную воспитательную нагрузку. Нужен был разговор о войне вообще, а вот главной темой должна была стать тема сохранения мира.
- За патриотику сегодня редко берутся. Быстро созрела идея?
- Когда сказали, что в этот день будет проводиться акция по сбору подписей в защиту мира, фабула фильма созрела сразу. Как бы банально ни звучало, все мы понимаем, что фильмом мира не добьёшься, но нам нужно как-то попытаться затронуть молодёжь, прежде всего на них ориентировались. У поколения нынешних 16-летних совсем другое представление о войне, они ничего о ней не знают. Когда мы спрашиваем ребят, сколько человек погибло в войну, - нет ответа. Хотя, конечно, суть фильма не в статистике.
- Считается, что о войне и Победе нужно говорить с определённой дозой пафоса и патетики. Вы согласны?
- Нет! Если у режиссёра не получается говорить о войне спокойно, лучше вообще не говорить. Эмоции - удел зрителя, а вот сделать так, чтобы зритель рыдал, должен режиссёр. Эмоции выстраивает драматургия фильма, закадровый текст, сам кадр. В этот раз, к моему удивлению, монтаж мне дался очень тяжело. Хотя этот фильм о войне у меня, наверное, десятый. Вообще эта тема, с какой стороны ни подойди, всегда нова, неисчерпаема и всегда через боль. Поэтому работа шла нелегко. Может быть, сыграло роль то, что в 70-летие Победы отец ушёл из жизни. Он ветеран войны, буквально за несколько месяцев до парада его не стало.
- Где набирался видеоряд?
- С 2005-го я снимаю все празднования 9 Мая. У меня архив чуть ли не по дням Великой Отечественной войны, по крайней мере, хроника всех знаковых событий есть.
- Вы упомянули отца-ветерана. Где он воевал?
- Батя в 17 лет ушёл на фронт. Спросили: «Радио любишь?», он ответил: «Да!». Что такое радио и как оно устроено, знать не знал, а взяли связистом в артиллерию. Хлебнул много: от Ленинграда до Берлина дошёл, закончил войну в Варшаве.
Наблюдать, а не выдумывать
- Основная работа сейчас у вас в кадетском корпусе?
- Я там четвёртый год преподаю. Сейчас во всех кадетских корпусах есть видеостудии, в Омске тоже. Я сам пришёл к Николаю Васильевичу Кравченко и предложил вести кинодело. У нас состоялся разговор, и как-то всё в одночасье решилось. До этого восемь лет преподавал в университете, учился в аспирантуре, написал диссертацию.
- А есть ли у документалистики модные тенденции?
- Не знаю, хорошо это или плохо (может, я стал ворчуном), но иногда нервно реагирую. Документалистика - это совсем не «что вижу, то и пою». Много таких людей, которые всё подряд снимают и считают, что это документальное кино. Это должно быть кино с экспозицией, завязкой, развязкой, конфликтной линией. Словом, всё строится по конкретным законам драматургии. В документалистике не может быть сценария, но синопсис, сценарный план, отвечающий на вопросы: что я снимаю, о чём, что хочу сказать, кому и зачем - обязан быть.
От музтеатра до ТВ
- Как вы стали режиссёром?
- После школы мне светило военное училище. К счастью, я его просто проспал. Документы в Тюменское инженерное уже были поданы, учился бы на сапёра, но на поезд не успел. Пацаны со двора пошли в политех, я с ними. Несмотря на то что я абсолютный гуманитарий, поступил легко. Но занимался самодеятельностью, спортом. Какая там химия или начертательная геометрия! На втором курсе за академическую неуспеваемость отчислили.
Батя был суровым: «Не хотел учиться - пойдёшь служить». И пошёл, причём через неделю после отчисления. Служил в Новосибирске. Под конец службы в армии поступил в Новосибирскую консерваторию, тоже легко. На втором курсе понял, что не у того мастера учусь. Ушёл. Город Саратов мне нравился почему-то, я поехал туда и поступил в Саратовскую консерваторию. Опять на первый курс.
Когда уже сдал все экзамены, ко мне подошла преподаватель с театрального факультета, в прямом смысле взяла за руки и повела на третий тур на театральном факультете. А я и не упирался - воспринял такой поворот просто как интересное приключение. Комиссии надо было что-нибудь прочесть; ничего не вспомнив толком из школьной программы, предложил рассказать анекдот. Рассказал в лицах, комиссия похихикала. Спросили: «Танцуете?» Что-то сымпровизировал. «Поёте?» Ну я же только что поступил на вокальное! Предложили походить вольным слушателем. Два курса отучился сидя на двух стульях. На третьем курсе сказали: определяйся. Я выбрал «театралку».
Если у режиссёра о войне не получается говорить спокойно, лучше вообще не говорить. Эмоции - это удел зрителя, а вот сделать так, чтобы зритель рыдал, должен мастер.
- Не жалеете теперь?
- Театральное образование даёт многое для режиссуры, я там стал что-то сочинять, ставить этюды. После Саратова попал в омский музтеатр, где отслужил семь лет.
В 1996 году наступило полное разочарование в профессии. Ушёл из театра. В те годы я уже снимал, режиссировал, сотрудничал с телевизионными каналами. Камеру в руках держу с детства - у дядьки была, привёз из Японии. Мне было лет восемь, когда взял её в руки. Поступил на высшие режиссёрские курсы в Москве. Учился у Алексея Ханютина - это режиссёр, продюсер, сейчас президент правления Гильдии неигрового кино и телевидения.
В Омске на каналах стали выходить мои программы, но через определённое время эти программы начали меня загонять в тоску - стало скучно и неинтересно их «лепить». Хотелось что-то поменять в жизни, выйти из рамок - и вышел. Уехал в Сургут работать водителем.
Поколесил пару лет - и душа потребовала возвращения. Однажды увидел объявление: в телерадиокомпанию «Сургутинтерновости» требовались специалисты. Позвонил - и меня взяли. Работал корреспондентом, режиссёром, редактором. Потом трудился на ТВ Сургутского района, объездил и облетел всю территорию Югры. Было время такой творческой свободы!
Но с Севером пришлось расстаться: подвело здоровье. В 2005-м вернулся в Омск, работал режиссёром на «12 канале» и параллельно преподавал в университете. Потом с телевидением распрощался, а с детьми мне до сих пор интересно работать.Документалистика - это совсем не «что вижу, то и пою». Это должно быть кино с экспозицией, завязкой, развязкой, конфликтной линией.
- Почему? Это ж каждый год повторять одно и то же!
- А люди-то разные! Каждый год 14 новеньких «буратин» приходит. Каждому и башмачок надо подобрать, и колпачок. Нет-нет! Это не скучно, это абсолютно творческая профессия. Я никогда не работал по принципу «пришёл и отчитал». Я учу детей не сидеть в кресле, а пытаться снимать самим.
У нас есть успехи, в этом году впервые в истории кадетских корпусов был снят фильм «Школа взросления». Министерство культуры РФ его приняло, теперь ленту ждёт фестивальная жизнь. В сентябре устроим большую премьеру в Омске.