В музее им. Врубеля открылась иммерсивная выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения Достоевского. Экспозиция подготовлена в рамках театрального фестиваля «Золотая маска», все спектакли которого в этом году также посвящены творчеству Фёдора Михайловича.
С помощью аудиогида, записанного в формате радиоспектакля, зритель погружается в пространство Достоевского. Особая атмосфера экспозиции помогает решить каждому самостоятельно, чем был Омск в судьбе писателя и чем он сам стал для Омска.
Полифония смысла
Выставка «Достоевский. Найти человека» - во многом эксперимент, игра с музейными предметами и смыслами, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к творчеству Достоевского.
«Выставка рассказывает о том, что связывает Омск и Достоевского, как ныне живущие омичи воспринимают литератора, как его воспринимало мировое сообщество, в том числе выдающиеся люди ХХ столетия. И эти взгляды прошлого представлены в виде цитат на стенах экспозиции», - пояснила директор музея им. Врубеля Фарида Буреева.
Полноценная часть выставки - цитаты о Достоевском и героях его литературных произведений писателя Константина Бальмонта, художника Ильи Глазунова, актёра Михаила Ульянова, поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, поэтов Корнея Чуковского и Леонида Мартынова и других.
Размышляя о судьбе Родины, Константин Бальмонт называл четверых самых достойных представителей национального искусства: Достоевский, Толстой, Врубель и Скрябин.
Случайный каторжник
Экспозиция состоит из нескольких разделов. Часть «Записки из Мёртвого дома» доносит атмосферу пребывания Достоевского в Омском каторжном остроге через художественные образы, предметный ряд из собраний архивов и библиотек России. Этот раздел сводится к формуле «Омск для Достоевского».
Выставочный «рассказ» начинается с того, как Достоевский попал в город в качестве каторжника через Иртышские ворота, отбывал заключение в тюремном остроге Омской крепости и, благодаря стечению обстоятельств, именно в Омске «родился» писатель Достоевский. Сегодня многие исследователи жизни и творчества писателя называют это стечение Божьим промыслом. В город на Иртыше Достоевский попал во многом случайно - это мог быть Тобольск, Иркутск или другое поселение Сибири, - но четыре года, с 1850 по 1854, он провёл именно здесь.
С каторги начинающий талантливый автор возвратился великим русским писателем. Здесь произошло его второе духовное рождение. Без этих лет не были бы созданы величайшие творения: «Записки из Мёртвого дома», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», не было бы и самого великого Достоевского, каким его любит и знает весь мир.
Книга жизни
Во втором разделе авторы выставки дают посетителю понимание, как выглядел Омск в ХIХ столетии, благодаря материалам, предоставленным Омским краеведческим музеем, Московским государственным литературным музеем. Среди экспонатов - лист из Государственного исторического музея, который ранее ни разу не воспроизводился. Это работа Михаила Знаменского «Достоевский в омской тюрьме».
«Вся страна отмечает 200-летие со дня рождения Фёдора Достоевского, и когда при подготовке выставки мы стали обращаться к нашим коллегам, возник ряд проблем. Потому что все материалы и экспонаты стоят в очереди - с одной выставки на другую. Мы даже «постучались» в Российскую государственную научную библиотеку с просьбой получить для Омска «Евангелие» Достоевского, но оказалось, что объект расписан для выставок по стране до конца года», - поведала директор музея.
Отметим, что в Москве в 2017 году учёными было представлено факсимильное издание Евангелия, которое принадлежало Достоевскому. Эту книгу он читал всю жизнь, с каторги и до самой смерти. Учёные нашли полторы тысячи знаков, отметок, сделанных великим писателем.
Любовь к эпохе Возрождения
В разделе «Мир спасёт красота», который основан на воспоминаниях жены Достоевского Анны Григорьевны, зрителю представляют любимые произведения искусства и духовные идеалы писателя. Превыше всего в изобразительном искусстве для Фёдора Михайловича была «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Фотокопия картины украшала кабинет писателя.
В омской экспозиции Мадонна изображена на фарфоровом пласте, выполненном Королевской фарфоровой мануфактурой в 40-е годы ХIХ века. Кроме того, в выставку вошла копия «Динария кесаря» Тициана. Достоевский также по достоинству оценивал работы этого художника.
Здесь же можно найти альбом с первыми иллюстрациями к произведениям Достоевского художника Николая Каразина, прибывший из Томского государственного университета. Николай Каразин выпустил в 1893 году в Петербурге альбом «Пятнадцать акварельных картин к сочинениям Ф. М. Достоевского». В альбоме представлены цветные хромолитографии к произведениям писателя: «Село Степанчиково и его оби татели», «Записки из Мёртвого дома», «Преступление и наказание», «Неточка Незванова», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Униженные и оскорблённые», «Бедные люди». Некоторые листы альбома были утрачены, сохранились только 13 иллюстраций из 15-ти.
Омский след
Раздел «Достоевский - культурный герой человечества» демонстрирует творческое наследие писателя. Здесь представлены иллюстрации к «Братьям Карамазовым». Эта линия дополнена серией фотографий из одноимённой киноленты «Мосфильма», снятого в 1968 году.
«Почему мы обратились именно к этому фильму? Прототипом Дмитрия Карамазова выступает Дмитрий Ильинский, который отбывал каторгу в Омске вместе с писателем. Он был отправлен в Сибирь за убийство родного отца, - поясняет руководитель музея. - Кроме того, главную роль в фильме сыграл омич Михаил Ульянов».
Дополнением к разделу стали бюст Фёдора Михайловича и макет одного из памятников писателю, представленный на конкурс в 1993 году.
Герой культур
Центральное место в экспозиции занимает инсталляция Евгения Груздова «Найти человека». Это некое символическое пространство, визуализирующее авторский взгляд на роль Достоевского в русской и мировой культуре. Подборка из пары десятков бюстов знаменитых на весь мир деятелей культуры и искусства, среди которых скульптура Фёдора Михайловича.
«Эта выставка не о Достоевском-литераторе, а о Достоевском - культурном герое, который тоже осмыслял красоту и привнёс свои ноты в отечественное искусство, в том числе в кинематограф. В своей инсталляции мы постарались показать Достоевского личностью с принципиально важным вопросом: «найти человека» - в себе, для того чтобы выжить, чтобы что-то познать. Вся полифония смысла (ведь показать Достоевского одного, в отрыве от этого невозможно): он про всех нас и для всех нас», - поясняет куратор выставки, научный сотрудник и хранитель фонда скульптуры омского музея им. Врубеля Евгений Груздов.
Одно подаяние
Дополняет атмосферу второе прижизненное издание «Записок из Мёртвого дома». Важное место на выставке занимает копеечная монета, о которой писал Достоевский:
«Я возвращался с работы один, с конвойным, навстречу мне прошла мать с дочерью. Дочь была девочка лет десяти. Я уж видел их раз. Мать была солдатка, вдова. Муж её был под судом и умер в больнице, в арестантской палате. В то время я там лежал больной… Увидя меня, девочка закраснелась и прошептала что-то матери. Мать тот час же остановилась, отыскала что-то в узелке и дала девочке. Девочка бросилась бежать за мной. Она сунула мне в руку монету и сказала: «На, несчастненький, прими Христа ради копеечку»… Эту копеечку я теперь храню у себя...».
Упоминается эта монета в романе «Записки из Мёртвого дома». Для зрителя сцена передачи монеты проиллюстрирована копией картины того же художника Ильи Глазунова «Милостыня» 2006 года. Авторы выставки говорят с широким кругом зрителей о важных вещах на языке изобразительного искусства. Здесь свыше 60 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; редкие книги и документы. Выставка будет работать до 1 августа.
12+