В этом году Анатолий Коненко отметил свой 65-летний юбилей. Мастер поделился с корреспондентом «АиФ в Омске» некоторыми секретами создания микроминиатюр, рассказал, как познакомился с Ким Чен Иром и попал в Книгу рекордов Гиннесса, а также для чего ему привозят бабочек со всего мира.
Только натуральное
Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Анатолий Иванович, за много лет вы создали множество миниатюр, удачных и очень удачных. Для вас существует топ-10 ваших работ?
Анатолий Коненко: У меня есть целые серии работ на человеческом волосе, на зёрнах мака, риса, пшеницы, овса, миниатюрные книги и прочее. Все мои работы очень разные, потому они и интересны. Из самых-самых микроминиатюр, которые могут потрясти воображение: надпись на волосе, изображение на срезе макового зёрнышка или на поверхности такого зёрнышка, микрокниги - у меня их около 300, миниатюры с насекомыми - к примеру, кузнечик, играющий на скрипке.
- Часто в работах используете зёрна? Какие именно?
- Это может быть любое зёрнышко. К примеру, рисовое. На нём можно сделать надпись, рисунок. Одна из моих последних работ на рисовом зёрнышке - парящий орёл. Пшеничное зерно я использовал, изготавливая подарок поэту Владимиру Балачану, автору песни «Хлеб - всему голова». К году Лошади на зёрнышке овса я сделал скульптуру этого животного. Семечки подсолнечника и кедровые орешки тоже можно использовать для микроминиатюр.
- У вас есть миниатюра - золотой крестик, помещённый внутрь человеческого волоса. Для её создания вам понадобилось просверлить волос. Как вы это сделали?
САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ МИКРОКНИГА, СОЗДАННАЯ АНАТОЛИЕМ КОНЕНКО, ИМЕЕТ РАЗМЕР 0,65х0,65 ММ.
- На самом деле это не так сложно. Толщина волоса 0,08 мм (80 микрон). Я могу заточить сверло диаметром 0,06 мм. Один из секретов: сверло не выглядит как обычное, к виду которого все привыкли. У моего сверла заточен только кончик. Далее, волос не однородный - внутри пористый, поэтому главное - правильно воткнуть сверло, потом оно само идёт. С другой стороны, как удержать волос в процессе сверления? Нужно было придумать технологию. Оказывается, достаточно расплавить воск и, пока он застывает, воткнуть в него несколько волосинок - с запасом. Потом нужно срезать волосинки - всё, болванка готова. Даже если в процессе сверления сломается сверло или уйдёт вбок - нестрашно, один волос из всех всё равно просверлишь как надо.
Для создания каждой микроминиатюры нужно разрабатывать технологию. К примеру, пришлось изучать способы создания капельного золота в ювелирном деле, прежде чем придумал, как сделать золотые микрокапли для своих композиций. Чтобы подковать блоху, мне понадобилось семь с половиной лет, но не потому, что это так сложно. Много времени ушло на поиск и изготовление инструментов. Собственно же отлов блох произошёл просто и быстро. Приехал в деревню, собрал ребятишек и попросил наловить блох, пообещав за это кулёк конфет. И дети через час принесли мне этих насекомых в пенициллиновых пузырьках. Я потом выбирал более подходящие экземпляры для работы…
- У вас много микроминиатюр с насекомыми. Это настоящие насекомые или сделанные из чего-то?
- Это настоящие насекомые. В чём смысл их присутствия в композиции? Миниатюра должна быть вписана в микромир, в определённую среду, а этот микромир как раз и есть насекомые. Я беру реальных насекомых - мне, кстати, их много приносят люди, даже привозят из-за границы, дарят. Я нахожу им применение.
Кропотливая работа
- Инструменты для работы вы создаёте сами или заказываете где-то?
- Инструмент - очень важная вещь. Бывает, его делаешь дольше, чем саму миниатюру, так как нужно создать ещё и инструменты для создания инструментов.
- Волос волосу рознь. Для микрокистей я использую ворсинки белки, колонка. Но если нужны совсем тонкие кисти, я беру волосинки бабочек и других насекомых - они очень гибкие, хорошо смачиваемые. Зачастую эти волоски можно рассмотреть только под микроскопом. Инструменты для резьбы или гравировки делаются из осколков алмазного стеклореза, также можно из стали.
Книги и рекорды
- Одна из ваших книг попала в Книгу рекордов Гиннесса…
- Да, это микрокнига 0,9х0,9 мм - рассказ А. Чехова «Хамелеон». К слову, никто в Сибири никогда не издавал микрокниги, так что Омск в этом плане первопроходец. Потом появились целые книжные серии, причём издания отличались по размеру в сторону уменьшения. Вообще, чтобы книга была микро, её размер должен быть не более 10х10 мм. В Книгу рекордов Гиннесса вошла моя супермикрокнига - она меньше 1 мм. Подобных уже целая серия. К примеру, книга с Гимном России по размеру 0,65х0,65 мм.
- Из чего делаете листы для своих книг?
- Использую разные материалы. Для каких-то изданий делаю бумагу сам или вместо неё использую бересту, папирус. В книге, которую сейчас делаю (Алфавит древнего языка. - Ред.), использую листья рогоза - назвал их сибирским папирусом. Они прочные, на них удобно писать. За листьями ездил далеко от Омска, в болота.
Призвание и признание
- Вы много путешествовали; северные корейцы, к примеру, к вам относятся очень тепло. Можете оценить страны, в которых были, по уровню гостеприимства?
- Если иностранцы приедут в Россию, то поймут, что в России живёт самый гостеприимный народ, хотя многие за границей до сир пор думают, что у нас по улицам медведи бродят - это не выдумка! Во французском городке Монтелимар есть музей миниатюр мира, где выставлены мои работы. Когда я приезжаю в этот город, меня всегда встречает его мэр - приём организован на высшем уровне.
Что касается Северной Кореи, то там я ещё не был. Помните, Ким Чен Ир был проездом в Омске? Меня пригласили провести для гостей экскурсию по своей экспозиции в музее. Ким Чен Иру настолько всё понравилось, что он пожал мне руку, чего не было запланировано по протоколу. Корейские корреспонденты отсняли на видео весь визит главы КНДР, материалы увезли с собой, и уже там по всей Северной Корее распространили, что в Омске есть мастер-микроминиатюрист. Так что мою фамилию в КНДР знают. И в каких бы городах я ни был - в Чите, Владивостоке и пр., северо-корейская диаспора об этом узнаёт, организует встречу, всегда готова помочь. Но в самой Северной Корее я не был никогда.
- Миниатюра - это искусство. У вас есть ученики?
- Ученики есть, но не в Омске. У меня была в нашем городе школа на базе одной из общеобразовательных, дети ходили заниматься, но такого, чтобы загореться микроминиатюрой и сделать это увлечение делом жизни, не случилось. Для этого хобби нужно очень много времени, а ведь надо ещё на что-то жить. К сожалению, на миниатюрах сразу не заработаешь. Я начинал заниматься этим в советское время в виде хобби - у меня была стабильная работа преподавателя вуза, и в перестроечное время я вошёл с определённым багажом наработок. В 90-х я отошёл от преподавания и с головой погрузился в создание миниатюр, меня с выставками начали приглашать в другие города.
- Когда состоялась ваша первая выставка?
- Она прошла в омском музее им. Ф. М. Достоевского в 1985 году.
- Да, на свой 50-летний юбилей. В тот год была открыта экспозиция моих миниатюр в музее им. Врубеля. Было так: я накупил детской кухонной посуды, и мы всей семьёй сервировали стол. Все блюда были миниатюрные: пирожки, бутерброды с нарезкой, пельмени, торт с 50-ю свечками и прочее. За неделю сделали.
- Судя по всему, семья ваше увлечение разделяет…
- И жена, и сын, и все остальные близкие. У нас много совместных работ, к примеру, микроаквариум с настоящими рыбками. Понимаете, важно придумать миниатюру. Сделать - это дело техники, главное - идея. Ещё одно общее дело - Книга рекордов Омска и Омской области. Этот проект успешно развивается уже три года.
- Раньше микроминиатюры для вас были хобби, сейчас это работа. Новое хобби появилось?
- Нет. Я отдыхаю, переключаясь с одной миниатюры на другую либо занимаясь музыкой.