В октябре Омский академический театр драмы, который сейчас уехал на «Большие гастроли» в Санкт-Петербург, откроет 150-й юбилейный сезон премьерой.
Премьера будет удивительной - это мюзикл для драматического театра. Поэт, писатель, художник - это всё он. И он же - изгой, зэк, пациент психиатрической клиники и бомж в самом прямом смысле: последние 20 лет он был человеком без определённого места жительства.
Пьесу про Кутилова написал Алексей Михалевский, но началась история создания постановки с брата Алексея - Тараса, который давно увлекался творчеством Кутилова и писал музыку на стихи поэта. Два года назад спектакль «Магнит» был поставлен Алексеем Бадаевым в Свердловском академическом театре драмы, а в этом году спектакль «Магнит. Омская история» будет выпущен и в Омске в постановке актёра и режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра живописи, отца Тараса и Алексея - Николая Михалевского.
Итак, «Магнит. Омская история» (16+)
Режиссёр-постановщик - Николай Михалевский, драматург - Алексей Михалевский, автор идеи, композитор, аранжировщик, художник по свету - Тарас Михалевский.
Главных героев по большому счёту трое - это Магнит, Конструктор и Беглец, 17-летний детдомовец, в прямом смысле слова свалившийся в теплотрассу к Магниту и прошедший с ним по значимым событиям.
Роль Беглеца досталась однокурсникам, друзьям и уже несколько лет актёрам Омской драмы Леониду Калмыкову и Андрею Агалакову. С ними корреспондент omsk.aif.ru поговорил о новой роли.
Раскрасим по-разному
Ольга Коробова: На сцене драмтеатра идёт спектакль «С днём рождения, Папа!». На мой взгляд, у двух составов получились абсолютно разные спектакли. У вас будет так же? Вы играете разных персонажей или всё-таки одного и того же?
Андрей Агалаков (А. А.): Стараемся играть одного героя, но мы никуда не можем деться от психофизики, присущей конкретно мне и Леониду. Коллеги, видя со стороны, говорят, что у нас получаются несколько разные Беглецы. Но мне кажется, мы движемся в одном направлении.
Леонид Калмыков (Л. К.): В нашем случае мы как бы соавторы одной роли, потому что один работает, второй смотрит, у него чему-то учится, и наоборот, то есть происходит взаимообмен.
Здесь не стоит вопрос конкуренции или копирования, перед нами стоит задача создать один целостный образ, просто он будет раскрашен нами по-разному. Но мы работаем на одну историю, движемся в одном направлении, только разными тропинками.
- Премьера будет удивительной - это мюзикл для драматического театра «То есть когда один репетирует, второй сидит в зале и смотрит?
Л. К.: Не всегда, мы играем не просто в состав, а «восьмёркой», то есть когда один работает в роли Беглеца, второй танцует во всех номерах.
- Артист, готовясь к роли, как правило, читает литературу о той эпохе, героях и так далее. Вы сразу представляли для себя, какой он, ваш Беглец?
А. А.: Сразу точно нет. Нащупывали по чуть-чуть. Изначально, когда мы только приступили к этой работе, Николай Иванович (Михалевский, режиссёр-постановщик спектакля. - Ред.) сказал, что не хочет видеть на сцене готовые характеры. «Все эти герои - некое проявление Магнита, - сообщил нам режиссёр. - И вы нужны на сцене как вы, то есть актёры Андрей Агалаков и Леонид Калмыков, у вас есть своё отношение к этому герою, и вот это интересно».
Л. К: Нужно учитывать тот факт, что персонажи в пьесе, за исключением самого Кутилова-Магнита, вымышленные и эфемерные, это не байопик в чистом виде, это некая мистическая фантасмагорическая драма, и Беглец - проводник, который помогает рассказать часть биографии Кутилова. Это некие фантазии на тему того, как всё было или могло бы быть.
Что касается того, как мы готовились к работе над персонажем, в первую очередь мы знакомились с Кутиловым - какая судьба у него была, а была она достаточно сложная, запутанная и интересная. Именно об этом мы попытаемся рассказать зрителю.
Театр должен быть разным
- Каков жанр спектакля, если в нём будет много музыки?
А. А.: Жанр - мюзикл для драматического театра. Все эти номера, музыка, песни - всё работает на историю, усиливает её.
- Не кажется ли вам, что драмтеатр такими музыкальными постановками отступает от своих канонов?
Л. К.: Театр должен быть разным, и чем он разнообразнее, тем интереснее и полезнее и актёрам, и зрителям.
- Ваш персонаж в самом конце открывает для себя правду: кто он и зачем был нужен в этой истории. Как вы считаете, он всё знает с самого начала и просто умело скрывает?
А. А.: Мы думаем, что он не знает точно, но у него есть ощущение, что он что-то натворил, и за это придётся расплачиваться. Но до конца не понимает, что он сделал, и у него нет времени даже это осознать, потому что его всё время куда-то толкают, ведут, кидают из одной реальности в другую, не давая опомниться.
Второй шанс
- Финал всё-таки будет открытым? Зритель сам будет догадываться о судьбе вашего героя? Или это понятно вам самим и зрителю?
Л. К.: Мне кажется, что финал будет зависеть от того, каким всё-таки Беглец получится. Но несмотря на все отягчающие обстоятельства жизни нашего героя, история заканчивается светом: человеку даётся второй шанс, и он не зря ему даётся. Для меня открытого финала нет, наверное, я бы хотел верить сегодня, что этот второй шанс, который даётся Беглецу, будет использован во благо, иначе тогда зачем всё это было?
А. А.: На какой-то из репетиций мы защищали своего героя, говорили, что Беглец не зря получил этот второй шанс, он извлёк урок из всей истории и дальше всё будет по-другому.
- Как бы вы охарактеризовали спектакль «Магнит.Омская история?
Л. К.: Есть ощущение масштабного, технически сложного и оснащённого, очень зрелищного, эффектного спектакля, на который стоит сходить по разным причинам, не только из-за интереса к персоне Аркадия Кутилова, а для того, чтобы получить самый разнообразный зрительский опыт, в том числе и от истории мистической, околодетективной, и от замечательной музыки, от блестящего оформления, которое придумал художник.