В Центре современной драматургии решили поставить спектакль по роману Владимира Набокова «Камера обскура». Его действие происходит в Берлине в конце …дцатых годов. Преуспевающий искусствовед Бруно Кречмар знакомится с шестнадцатилетней Магдой Петерс и влюбляется в неё настолько, что уходит из семьи. В двух действиях артисты знакомят зрителей с их историей.
Магда – дура или ловкая соблазнительница?
История банальная и даже скучная. Сыграть её можно было и как фарс, и как комедию, и как драму. У ЦСД получилось нечто среднее, театр сейчас не особо жалует жанры в чистом виде, всегда получается некое синтетическое действо.
К «Камере обскура» применим, пожалуй, термин «перфоманс». В словаре это означает «действия художника или группы в определённом месте и в определённое время». В спектакле его создатель Сергей Захаркин сам исполняет главную роль, а работы его соавтора, художественно оформившего пространство, могут представлять собой отдельное произведение искусства. К слову, «Камера обскура» появилась благодаря проекту «Классика Левой ногой». Оформителем постановки стал основатель галереи «Левая нога» Дмитрий Вирже.
Теперь о фабуле. Вот здесь надо подумать, кому как нравится: неверный муж со своими страстишками к молоденькой девчонке разрушает мир вокруг, за этим следует кара небесная. Или же добропорядочного и образованного человека соблазняет дрянная девчонка, обирает его, обманывает, изменяет с проходимцем? Что до характеристики персонажей, то все они – подлые. Кречмар предаёт свою жену, забывает о ребёнке. Магда изменяет Кречмару с художником Робертом Горном. И тот тоже не положительный герой. Но, как учит жизнь, нельзя судить о поступках человека, не узнав мотивов.
Говорят, любовь слепа
Бруно Кречмар слепнет. Это слишком прямолинейный отсыл ко всем известной сентенции, ради этого Набоков вряд бы написал роман. Ну да, когда влюблён, то объект твоего обожания кажется совершенством.
Не замечает недостатков Магды и главный герой. Но она-то обычная мещаночка. Ей не хочется отпускать такой лакомый кусочек, как богатый любовник, который и квартиру снимет, и в кино пристроит. Она мечтает выйти за него замуж, тоже вполне понятно. Девочке из бедной семьи осточертело жить без денег. Любовника она заводит не просто так, а встречается с бывшим. Оправдать Магду также просто, как понять суть поступков Роберта Горна. Ему понравилась девушка, рядом с обеспеченным и, судя по всему, влиятельным господином, художнику можно б было припеваючи жить.
Для Кречмара история похожа на любовную мелодраму с моралью, но в спектакле физическое увечье призвано символизировать нравственное падение. Добавлю, что назван роман «Камера обскура». Это простейшее устройство, позволяющее получать оптическое изображение, правда, на экране оно будет в перевёрнутом виде.
«Фильмовая» драма
Авторы спектакля придали ему, как сами признаются, «лёгкий оттенок кинематографичности». Впрочем, роман был написан специально под экранизацию. Кинематографа много и в судьбах героев. Магда мечтает стать кинозвездой, она это называет «фильмовой дамой». Знакомятся они с Кречмаром в кинотеатре, где та работает. Сам Бруно близок к кинематографическим кругам, раз так просто пристраивает свою возлюбленную в «фильму».
В спектакле также используются сценические «кинематографические» приёмы. Увидеть всё это можно будет теперь в следующем месяце. Отыграют «Камеру обскура» 25 ноября.
Помимо Сергея Захаркина в спектакле задействованы Антон Булавков, Полина Кремлёва, Ярослав Максименко / Дмитрий Исаенко, Елена Заиграева / Наталия Запивохина, Егор Лябакин / Владимир Кин, Дарья Березовская / Светлана Баженова, Михаил Квезерели / Дмитрий Исаенко
16+