Пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» написана в XVIII веке, уже более 200 лет интерес к ней не утихает. Она регулярно ставится на многих театральных площадках разных стран и собирает аншлаги. В чём привлекательность этого произведения для зрителя?
Юмор должен быть умным
Театр изначально был создан для развлечения публики. Миссия несения высокого искусства в массы появилась гораздо позже, но о задаче умно развлекать не забывалось никогда. И когда возникают трудные времена, театры обращаются к Бомарше – ставят «Женитьбу Фигаро», которую зрители смотрят с большим удовольствием. Ведь даже А.С. Пушкин в своё время писал: «Коль мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку и перечти «Женитьбу Фигаро». В этой пьесе отсутствует социальная драма, нет никакой «чернухи», есть только хороший юмор.
««Женитьба Фигаро» - это очень умная комедия. Она, в отличие от большого количества комедийных однодневок, которые сегодня театры иногда вынуждены ставить, имеет содержательный юмор. Это очень важно», – сказал перед премьерным показом режиссёр спектакля народный артист России Александр Кузин.
Чем будем удивлять?
Современный зритель избалован шоу и спецэффектами, его нужно постоянно удивлять, подогревать интерес, акцентировать внимание на уникальности.
«Женитьба Фигаро» на сцене Омской драмы не нуждается в спецэффектах, так как спектакль сам по себе фейерверк из тонкого юмора и великолепной актёрской игры. Перед глазами зрителей разворачивается многоходовая интрига всех против всех: граф Альмавива волочится за всеми молоденькими служанками в своём замке, графиня Розина страдает и хочет вернуть интерес мужа, невеста Фигаро Сюзанна пытается избежать внимания любвеобильного хозяина, паж Керубино вырос и ему тоже хочется принять участие во взрослых играх, ключница Марселина просто пытается выйти замуж, а фокусом всех событий является камердинер графа Фигаро. Именно его свадьбу пытаются расстроить, и Фигаро прикладывает поистине титанические усилия, чтобы события дня сложились в его пользу и добивается своего.
Каждый персонаж имеет свою историю. Восхищает Керубино – паж, который совсем недавно был маленьким, но очень быстро вырос, и перед зрителями предстаёт взрослый мужчина с огнём в глазах, готовый бороться за свои чувства и желания. Марселина настолько последовательна в своём стремлении устроить своё счастье, что это вызывает уважение. За неё остаётся только радоваться, что она нашла не только сына, но и дочь, а появление мужа – севильского врача Бартоло – стало приятным бонусом.
В зале просто искрит от накала страстей. Фигаро фонтанирует идеями и эмоциями и зажигает энергией и оптимизмом всех, кто находится рядом. Постоянно возникают смешные ситуации, персонажи щедро сыплют ёмкими по смыслу фразами, и брызгами шампанского разлетаются шутки, рождая смех.
Хочется восхититься декорациями. Они стали истинным украшением спектакля – стильные и элегантные без вычурности и мещанства. Всё говорило о благородстве дома графа Альмавивы.
Спектакль поразил до глубины души. После просмотра осталось ощущение праздника и впечатление как от красивого салюта.
Несмотря на то, что пьесу «Безумный день, или Женитьба Фигаро» ставят многие театры, на сцене Омского театра драмы постановка состоялась впервые. Как отметил Александр Кузин, это первый опыт не только для омских актёров, но и для него самого, а также для художников по звуку, свету, костюмам.
«Каждый уважающий себя театр, если он серьезно к себе относится, когда-нибудь ставит «Женитьбу Фигаро»», – резюмировал режиссёр.
Спектакль Александра Кузина получился удачным. Хочется пожелать, чтобы «Женитьба Фигаро» оставалась на сцене театра драмы как можно дольше.