Пьеса «Гедда Габлер» Генрика Ибсена впервые была поставлена в 1891 году, но до сих пор значится в афишах театров и вдохновляет театральных режиссёров на самые разные интерпретации.
Вот и в Омске взялись за её постановку. Осовременив классику, Пятый театр демонстрирует уважение к литературной основе, правда, вводит новое действующее лицо.
Подробности в материале omsk.aif.ru.
Сигнал на самоуничтожение
Сразу скажем, что «Гедда Габлер» на сцене Пятого театра уже была - в виде эскизной постановки. В ноябре прошлого года состоялась режиссёрская лаборатория, где Наталья Шурганова представила «Гедду Габлер» с Полиной Романовой, чьи актёрские возможности позволили воплотить образ героини Ибсена уже в «полном метре».
«Прочитав пьесу Ибсена, я поняла, что это моё, что Гедда - это я», - говорит Полина о своих ощущениях образа.
Наталья Шурганова определила жанр спектакля как «за секунду до выстрела», хотя стреляли на сцене достаточно. Гедда - дочь боевого генерала Габлера (Олег Чичко), потому с пистолетами обращаться умеет виртуозно. По отцу явно тоскует, ей совершенно не хочется решать свои проблемы, так как раньше за неё это делал он. Зато ей очень хочется вновь стать маленькой девочкой и вернуться во времена, когда была счастлива.
Режиссёр ввела нового персонажа в спектакль - генерала, а потому кажется, что судьба Гедды предопределена. И даже тот, кто не читал Ибсена, поймёт, почему у неё такой финал.
Зачем ей находиться рядом с теми, кто её не устраивает и кого она ненавидит? Мужу Йоргану Тесману (Егор Лебякин) дочь самого генерала Габлера повышает статус, о чём прямо говорит его тётушка фрекен Джулиане (Олеся Шулякова). Тётя даже в их отсутствие покупает дом молодой чете и оставляет свою служанку Берту (Инга Кулик), которая переживает, подойдёт ли она для новой хозяйки. Для судьи Бракка (Дмитрий Макаров) заполучить себе такую любовницу тоже неплохо.
Над этими людьми Гедда изощрённо издевается, демонстрируя холодность и бесчувствие. Вроде красивая женщина, а ведёт себя гадко. Но механизм на самоуничтожение включается, происходит это тогда, когда появляется на сцене её бывший любовник Эйлерт Левборг (Дмитрий Исаенко) с рукописью своей, как он говорит, гениальной книги, а рядом с ним - её подруга детства Теа Эльвстед (Алёна Фёдорова). И тут Гедда совершает поступки, опасные для всех, включая её саму.
Как киноплёнка
Существует расхожее представление о том, что перед смертью у человека мелькает перед глазами вся прожитая жизнь. И учёные действительно подтверждают, что переживания в этой последней стадии человеческой жизни самые яркие. Кажется, что Гедда умерла ещё задолго до своего самоубийства. Визуализацию её переживаний демонстрируют авторы постановки на одной из стен, что возведены на сцене. Для зрителя это поясняющая эффектная картинка - как в кино флешбэки.
Главной интригой было то, как Гедда уничтожит гениальную книгу, как считает Левборг, а за ним Тесман и Теа Эльвстед. Режиссёр спектакля решила эту сцену по-своему. У Ибсена это была рукопись, у Шургановой - электронная версия, которую Левборг хранил в ноутбуке.
Добавим, что Наталью Шурганову в Омске, а конкретно, в Пятом театре знают с 2018 года, когда она работала над постановкой «Человека из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова как хореограф-постановщик. Пластические сцены в «Гедде Габлер» тоже есть.
Отметим видеоряд; его видеохудожником стала Варвара Иваник, художником по свету выступает Екатерина Лабик, саунд-дизайнер - Максим Чепчугов. Пластическая группа: Диана Морозова, Ксения Шагаевская, Ксения Огарь, Михаил Синогин, Павел Зубенко, Данил Орлов. Спектакль идёт три часа.