В день рождения писателя и философа Фёдора Достоевского литературный музей презентовал омичам выставку редких иллюстраций.
На экспозиции, приуроченной к 200-летию писателя, с большой степенью полноты представлена книжная и станковая графика из различных культурных фондов, хранилищ и частных коллекций: это офорты, ксилографии, монотипии, рисунки, гравюры, литографии двенадцати авторов к произведениям Достоевского, в том числе и к наиболее известным романам - «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы», составляющим «великое пятикнижие». Всего представлено 62 графических произведения.
Ценная коллекция
Все работы переданы музею на хранение согласно решению Минкульта РФ. В прошлом году произошёл беспрецедентный случай возвращения нашей стране огромной коллекции музейных предметов - 53 тыс. произведений искусства из национализированных фондов Международной конфедерации художников. Последний такой масштабный акт передачи был в 1945-1946 годах.
«Это очень ценное поступление работ выдающихся художников-иллюстраторов. Большинство произведений были созданы в 1971 году, в период празднования 150-летия со дня рождения Фёдора Михайловича, и удостоены высоких наград выставки в Лейпциге. Многие иллюстрации попали в книжные издания. Все авторы вызывают уважение, их работоспособность феноменальна, за свою жизнь они создали сотни работ, которые представлены в известных музеях мира, - рассказывает главный хранитель литературного музея им. Достоевского Мария Пилюк. - Для нас коллекция ценна тем, что ключевые периоды творчества писателя и ключевые его произведения - всё присутствует в этой графике. Можно отдельно сказать о художнике Станиславе Косенкове. Он сделал очень много для популяризации и просвещения на своей родине. Для нас также ценны различные техники, представленные в коллекции».
Одним из ведущих интерпретаторов мира образов Достоевского был Михаил Ройтер. Его иллюстрации к романам «Униженные и оскорблённые», «Подросток», «Братья Карамазовы», ненавязчивые и вдумчивые, несомненно обогатили представление читателей о героях. В масштабных листах станковых серий на тему «Неточки Незвановой» и «Кроткой» выразительные контрасты чёрного и белого, выверенные позы, крупный план создают своеобразный кинематографический эффект - эффект стоп-кадра.
Увидеть всё
На выставке представлены станковая серия Марии Чураковой по мотивам романа «Братья Карамазовы», серии иллюстраций Владислава Шестакова, Бориса Непомнящего и др.
«Эти работы связали две юбилейные даты, это важная культурная преемственность поколений. Мы можем видеть работы, которые были представлены зрителю на выставочных площадках полвека назад, в том числе за пределами большой страны, и тоже в год большого юбилея», - завершила Пилюк.