В омском ТЮЗе 6 сентября состоялся премьерный показ спектакля «Престуление и наказания» по книге Ф. М. Достоевского. Спектакль вызвал ажиотаж и собрал полный зал зрителей.
Всё гениальное просто
Режиссёром постановки выступил Дмитрий Акимов из Иркутска — он сам охарактеризовал свой спектакль как «экзистенциальную драму».
Действительно, Великое Пятикнижие Достоевское, которое начинается как раз с романа «Преступление и наказание», исследует экзистенциальные проблемы человека, его эмоции и его уникальность. Именно из-за ощущениясвоей особенности, необычности, Раскольников в книге и совершает убийство.
Внешняя сторона спектакля уступает перед её внутренней стороной — декорации и костюмы лаконичны, все герои одеты исключительно в чёрные одежды, помещение организовано условно, одни и те же интерьеры могут означать разные комнаты. Сделано это для того, чтобы зритель, не отвлекаясь на мишуру, мог погрузиться во внутренний мир главного героя, Родиона Раскольникова.
Особенностью постановки является визуализация «демонов» бывшего студента — все они предстают в образе персонажей, окружающих главное действующее лицо. Они говорят не внутренними голосами самого Раскольникова, а реальными голосами обывателей, которыми он считает всех, кроме себя. Светопись спектакля также показывает, как в сознании «убивца» мешается реальная жизнь и борьба с этими демонами в его голове.
В начале было слово
Тем не менее, спектакль сохраняет оригинальную структуру книги и достаточно чётко передаёт сюжет Достоевского, дополняя его визуальными образами.
Белый цвет здесь при общей тёмной монохромности характеризует чистоту и раскаяние, синий — сумасшествие, чёрный (почти как жёлтый в самой книге) — смрад и загрязнённость окружающего мира.
Переживая вместе с Раскольниковым душевные терзания, муки совести, мы не только исследуем теорию самого преступника, но и заглядываем себя, открывая чёрные стороны личности каждого. Не зря в образах персонажей подчёркиваются их недостатки: Лужин высокомерен, но труслив, Свидригайлов безумен, Разумихин увлечён женщинами. Так мы понимаем, что грех есть в каждом, а не только в том, кто нарушил главный закон — не убий.
И здесь только Сонечка, как и у Достоевского, остаётся слабым светом надежды. Она тоже пала, продалась, но не ради себя и своего благополучия, а ради отца, мачехи, детей, а в итоге — и Раскольникова.
Любовь — единственное, что может искупить грех. Не зря в конце самого романа Достоевский пишет: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
(16+)