Мы привыкли к тому, что жанр мюзикла «захвачен» исключительно музыкальным театром, вроде как другим это ставить незачем – потому что только в музыкальном есть голоса.
Однако в последнее время наши омские драматические театры тоже один за другим выводят на сцену музыкальные спектакли. Вот и «Студия» Любови Ермолаевой» на днях представит премьеру «О любви, или Забытые письма» (16+), ставит которую московский режиссёр Сергей Фёдоров.
Рассказали об этом на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик?».
Эмоции переполняют
«Что такое мюзикл? Это когда ни говорить, ни мимикой выразить свои чувства, эмоции герой уже не может, поэтому переходит на пластику и пение», - считает режиссёр.
В новой постановке «ермолаевцев» всё ещё сложней – здесь сразу несколько сюжетных линий, поэтому часть героев существует на сцене исключительно с прозой, другая же как раз в музыке.
При этом всё это будет пересекаться и развиваться. Перед зрителем два сюжета: один о любви Антона Павловича Чехова и начинающей детской писательницы (но при этом замужней дамы) Лидии Алексеевны Авиловой, их письма друг к другу, второй – произведения Чехова, всем известные «Дама с собачкой», «Каштанка», рассказы.
По мнению режиссёра, «Каштанка» - это отнюдь не детский рассказ, а глубоко философское произведение, в котором прообразом собачки Каштанки является именно его возлюбленная Авилова.
«Жизнь у неё с Авиловым была очень тяжёлая. Лука Александрович и Федюшка - собирательный образ её мужа. Она и битая была, и издевался муж над ней, как первые хозяева издевались над Каштанкой. И вообще Лидия Алексеевна послужила прообразом для многих пьес Чехова. В том числе в «Чайке», - считает режиссёр.
Влюбились в музыку
Идеей объединения, казалось бы, не соединимого, прониклась вся творческая группа. Либретто писали Ирина Тарусина и Игорь Цунский (Москва), музыку ныне московский, а когда-то омский композитор Андрей Пересумкин.
«В эту музыку невозможно не влюбиться, мы всё время распеваем эти песни, ходим по театру и поём», - признаются артисты.
Хореографией занимался лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Бабенко. Как сказал режиссёр, он небанально решил пластику актёров.
А художник-постановщик Сергей Федоричев добивался точности в сценографии (конец XIX – начало XX века). «Он настаивал, что стол, к примеру, не из той эпохи, что в то время такой мебели не было или лампа не подходит, а также костюмами вместе с Оксаной Анищенко он занимался», - поделился Сергей Фёдоров.
Но вернётся всё-таки к сценическому действию. Итак, два героя Мсье Жорж, он же в письмах Чехов (Дмитрий Трубкин) и Лидочка, она же молодая писательница Авилова (Екатерина Романив) расскажут зрителю о своей любви через те самые письма друг к другу (они подлинные и сохранились до наших дней).
Заблудшие души
В то же время герои «Каштанки» с помощью прозы, а также музыки и пластики будут вести повествование о маленькой рыжей собачке Каштанке, которая заблудилась, потерялась, затем нашла, казалось бы, сытое и тёплое место, став цирковой артисткой Тёткой, но вернулась к своим непутёвым хозяевам, так как всем своим существом была им предана.
Животные на сцене – это не «усы, лапы и хвост», то есть костюмов зверей не будет. Это, по мнению режиссёра, скорее люди, наблюдающие за животными, очеловечивающие их.
Наталья Игнатова, которая будет на сцене той самой Каштанкой, уверена – её героиня является олицетворением преданности.
«Собачья преданность, щенячий восторг – это всё про неё, Каштанка любит и предана своему хозяину. И неважно, что он её бьет», - говорит актриса.
Чеховская глубина
Ольга Серман, играющая Хавронью Ивановну, придумала своей героине историю – она тайно влюблена в гуся Иван Иваныча, а тот взаимностью не отвечает.
Актриса рассказала, что благодаря этой роли открыла для себя Чехова. «Это был не мой авто, он не был близок мне, а теперь я читаю его и восхищаюсь: какая глубина», - призналась Ольга.
Того самого гуся Иван Иваныча воплотил на сцене Виталий Романов (он же, кстати, является помощником режиссёра, под его надзором постановка будет дальше жить на сцене). «Мой герой ощущает себя как минимум артистом императорских театров, - рассказал Виталий, - в то же время он, как все гуси, бывает суетлив и бестолков».
Алёна Устинова и педагог по вокалу для всех поющих, и актриса в спектакле. Её героинь нет у Чехова, их придумали – это бывшая известная актриса и горничная у Мсье Жоржа.
«Все персонажи в нашем спектакле - немножко Каштанки, - считает Устинова. - Каштанка – это собачка, которая потерялась. Я играю роль Нищей, это бывшая актриса, и она тоже потерялась. Это ощущение потерянности проходит через всех персонажей.
Мой второй персонаж - домработница в доме у артиста. Она эту семью одновременно и любит, и ненавидит, ухаживает за артистом и его питомцами, где-то злится на них, но понимает: какой бы ни была эта семья, она ей стала уже родной».
Как всё это будет воплощено на сцене, а также кто будет почти по-оперному петь, а кто читать речитатив, мы узнаем уже 15 и 16 ноября.
Остаётся только добавить, что в новом спектакле занята почти вся труппа «Студии» Любови Ермолаевой».
Помимо уже названных актёров, в постановке также участвуют Владимир Михайлов/Игорь Школин (Лука Александрович, столяр); Ярослав Бабкин/Никита Лукьянов (Федюшка, сын Луки Александровича); Дмитрий Жалнов (Фёдор Тимофеевич, белый кот; Музыкант; Скрипач); Татьяна Гашенко (Кузьминична, горничная у Мсье Жоржа); Виктор Миранчук (Чиновник); Игорь Двоеглазов (Городовой, Директор цирка); Татьяна Жалнова (Дама с собачкой); Евгения Славгородская (Дама с веером); Ирина Разумова (Дворничиха).
Хор, балет (а также горожане, циркачи, чиновники, солдаты, цыгане, каторжане, стая собак) - Евгений Хабиров, Александр Тихонов, Анастасия Викторова, Виктория Пешина, Анастасия Алешина, Дмитрий Рауш, Дарья Живило, Евгений Ракитин, Елизавета Бороздина, Ольга Постоногова.