Фантастический рассказ Фёдора Достоевского «Сон смешного человека» (12+) заслуженный артист России Дмитрий Войдак выбрал для своего бенефиса в честь 25-летнего творческого юбилея.
По сюжету рассказа человек-чудак поздним вечером по пути домой, увидев одинокую звёздочку в небе, принимает решение застрелиться. Однако встреча с девочкой, от чьего призыва о помощи он отмахнулся, уводит его в моральные терзания, под которые он с пистолетом в руках и засыпает в своей комнате.
Во сне герой перелетает в мир счастливых людей и их посвящает в земной мир со страданиями, а в итоге некогда счастливые стали глядеть друг на друга волком.
Для самого гостя сон обернулся спасением — расхотел умирать.
Много и один
Жанр моноспектакля заявлен как вертеп, а это, кто не помнит, народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. И невольный вопрос — как философию Достоевского отразить через ящик-сцену? Оказывается, можно — благодаря таланту Дмитрия Войдака!
Человек-чудак в исполнении артиста выносит рассказ о том, что с ним случилось, из ящика на большую сцену. И на всем пути масштабирования кукольные герои — чудак и девочка — растут в размерах.
К разнообразному множеству фигур заглавных лиц добавляется однообразное множество людей из счастливого мира сна. Но действует актёр с одной куклой, двумя, десятком, говорит ли за девочку или за мужчину, ходит по сцене или сидит в вертепе — по сути, Дмитрий Войдак в одиночку творит драматическую историю самопознания души. Куклы — лишь символы.
«Ниндзя» и светлые одежды
Режиссёрских находок Никиты Петрищева в постановке много — по мизансценам, антуражу, но все раскрывать — интригу терять. Однако отметить один, казалось бы, стандартный ход хочется — сочетание стола как интерьера и «ниндзя» как помощника главного героя.
На столе встречались куклы — они сидели, лежали, ходили, присаживался сам артист, появлялась разные предметы для отражения звёздочки... И «ниндзя» в исполнении актёра Виктора Капустяна в чёрном, чтобы быть невидимым на фоне чёрного задника, был гениально невидим и точен: в нужную секунду куклы, детали, интерьер, предметы исчезали, словно растворяясь.
Незаметные передвижения придали особую космическую энергетику спектаклю.
Костюмный ряд от художника-постановщика из Москвы Арины Владимирской не радовал глаз колоритом — куклы и герой Дмитрия Войдака были одеты в светлые платья как рубище, серый растянутый свитер. Но такие одеяния как нельзя лучше подчеркивали инаковость чудака и девочки по сравнению с «правильными» членами общества, представленными цветными костюмами на объёмных вешалках.
Совпали с тобой, совпали
Десять лет шёл Дмитрий Войдак к этому спектаклю: сначала искал режиссёров — рассматривал ярославского и белорусского мэтров; затем поменялась театральная политика, и сложный рассказ казался не ко времени. Но в прошлом году в театре появился режиссёр Никита Петрищев, который на вступительных экзаменах в театральный институт имени Щукина читал отрывок из «Сна смешного человека», и всё совпало — спектаклю быть.
Если для режиссёра Петрищева выбор Достоевского — это сценическая возможность поговорить об исцелении человеческих душ, то для актёра Войдака, как признался он на предпремьерной встрече, это ещё и возможность узнать незнакомые грани своих актёрских способностей, найти драматический план. И он нашёл, выступил, впечатлил!
Спектакль сложился интересный, глубокий, многоплановый. Но невольно вспыхнуло сомнение — поймут ли его зрители заявленного возраста 12 лет и даже рекомендованных в скобках 14-ти? Хотя почему бы и нет? Ведь дети сейчас, как говорят, ранние.