Примерное время чтения: 11 минут
245

Вечер контрастов. Четвёртый день ЧАТа рассказал нам о двух женских судьбах

Сюжет VI фестиваль моноспектаклей ЧАТ
Сама. Коко Шанель всё делала сама. Именно на этом слове сделан смысловой акцент.
Сама. Коко Шанель всё делала сама. Именно на этом слове сделан смысловой акцент. / Алексей Пантелеев / Лицейский театр

Четвертый день Всероссийского фестиваля ЧАТ в Омске прошёл под эгидой двух женских историй. Первая из них – жизнь великой Коко Шанель: модельера, дизайнера, парфюмера, успешной бизнесвумен, а ещё просто женщины. Нет, не так – Женщины с большой буквы.

Выбрали Омск

Привезли на ЧАТ свой спектакль «Сама. Коко Шанель» (16+) режиссёр Мурат Шыхшабеков и актриса Дарья Дзюненко из Сургутского музыкально-драматического театра. Им пришлось выбирать между двумя фестивалями – омским и екатеринбургским, и можно только порадоваться за омскую публику, в пользу которой был сделан выбор. И она ответила просто сногсшибательными овациями. Но это – в конце спектакля. А вначале...

А вначале на сцену выходит ухоженная, но уже весьма пожилая женщина в шёлковой пижаме. Она собирается на пресс-конференцию, но нерасторопная помощница не подготовила костюм. Габриэль Бонёр (настоящее имя Коко) Шанель – звезда с мировым именем, женщина-эпоха, довольно сурово выговаривает помощнице на французском и поёт на этом же языке.

Каждый жест выдаёт возраст.
Каждый жест выдаёт возраст. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

Она слова произносит, как пожилая, её мимика, жесты, опущенные уголки губ  – всё выдаёт возраст: ей явно хорошо за 70. Но вот какое-то неуловимое воспоминание мелькает перед мысленным взором Шанель, и перед нами уже девушка. И одежда та же, и макияж, и причёска – но мы вместе с Коко уже где-то там, в её юности, в самом начале 20 века….

Когда жизнь почти позади («Я умру в 25-ть, но мне всё ещё 24, и когда исполнится 25, я не знаю», - говорит в конце спектакля Коко Шанель), уже не так горьки детские воспоминания, но они всё ещё бередят душу: отец, постоянно уходящий из дома, болеющая мать, родившая пятерых детей и ушедшая из жизни в 33 года.

Воспоминания преображают пожилую женщину в девушку.
Воспоминания преображают пожилую женщину в девушку. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

Нищее детство и не менее нищее отрочество – отцу дети не нужны, и он отдаёт сыновей фактически в батраки, а девочек – в монастырь, где строгая дисциплина, и даже спать все ложатся по расписанию, где можно только молиться и бесконечно шить. Габриэль сбегает – её возвращают. После выпуска из монастыря её пристраивают на работу, но она и тут сбегает в крошечную съёмную квартирку. Пусть есть нечего и работать приходится до утра, выполняя заказы, зато – свободна.  

Революция по-женски

И как же потом пригодится Коко это умение шить, а ещё – бунтарский характер! Ведь именно она первой надела мужские брюки, чтобы ездить верхом на лошади, именно она решила убрать со шляп помпезные кружева и перья, а ещё огромные поля, закрывавшие лицо! Шляпки – канотье, которые начала изготавливать Шанель, быстро стали модным аксессуаром.

Именно Шанель ввела в моду шляпки-канотье.
Именно Шанель ввела в моду шляпки-канотье. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

А потом она посмела носить сама и предложить всем женщинам платья без корсетов, а дальше ещё хлеще – платья не в пол, а оголяющие щиколотку и даже икры! Это была на самом деле революция. И дело даже не только и не столько в фасонах – Коко Шанель дала женщинам свободу. Они смогли сами, без посторонней помощи, одеваться, так как не было многочисленных застёжек на спине, они могли ходить, не опираясь на руку мужчины, - а где свобода движения, там и свобода мысли!

Бедная швея и какое-то время даже содержанка, Коко Шанель смогла на ссуженный ей кредит развернуться так, что один за другим открывала модные дома; она придумала символ эпохи – духи своего имени. Она стала настолько богатой, что покровительствовала «этим прекрасным и сумасшедшим русским» - Дягилеву, Стравинскому, влюбившись в русскую культуру, русскую музыку, русский балет.

Она посмела сшить себе брюки для верховой езды.
Она посмела сшить себе брюки для верховой езды. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

Всё было в жизни этой прекрасной женщины – и любовь, и страсть, и грех, и потеря нерождённого ребёнка. Но она ни о чём не жалела – об этом она заявила на той самой своей пресс-конференции, к которой так тщательно готовилась в начале спектакля (и которая была на самом деле в Америке).

Она ни о чём не жалеет

За спиной актрисы – кадры хроники, где на вопросы отвечает Габриэль Шанель, на сцене её живое воплощение – Дарья Дзюненко. Не отличишь – актриса с огромной любовью, очень бережно и правдиво не изображает, нет, она живёт своей героиней. Кстати, инсценировку для этого моноспектакля сама Дарья и написала, проштудировав огромное количество источников, посмотрев множество фильмов о Коко Шанель и архивных документальных съёмок.

Та самая пресс-конференция в Америке. И неподражаемая, резкая и ни в чём не кающаяся Коко Шанель.
Та самая пресс-конференция в Америке. И неподражаемая, резкая и ни в чём не кающаяся Коко Шанель. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

«Я увлеклась историей моды, и оказалось, что так много интересных судеб за этим кроется. Габриэль Шанель – это женщина, которая прожила долгую жизнь и застала периоды глобальных потрясений в виде войн, что меняли не только внутренний, но и внешний облик людей. Очень многое менялось в женщинах, в их самоощущении того, кто они такие, какие у них есть права, и Шанель этому способствовала», - рассказала актриса.

Резкий переход

Второй спектакль четвёртого дня ЧАТа – «Бибинур» (18+), постановка Каменск-Уральского театра драмы.

Сначала эти две истории кажутся совсем непохожими друг на друга, и зрителей, смотревших два спектакля подряд, шокирует Бибинур после красавицы Коко Шанель. Но это только на первый взгляд.

Бибинур щеголяет в кигуруми.
Бибинур щеголяет в кигуруми. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

Бибинур переводится с казахского как лучезарная, и героиня  Анны Котоминой, кажется, на самом деле постоянно излучает оптимизм и не теряет чувства юмора. С содранной кожей на лбу и синяком под глазом, она пришла «сдаваться» в полицию, так как хочет посидеть в тюрьме на всём готовеньком. Девушка остра на язык, регулярно применяет не совсем нормативную лексику (потому и возрастной ценз 18+), может запросто отметелить, дать в глаз, набить морду любому и кажется совсем безбашенной.

К жениху на юга

Трудилась она и уборщицей общественного туалета, и ростовой куклой, и даже воспитателем в детском саду (один день), но везде недолго – характер скверный, язык за зубами не держит, ещё и выпивает. По пьяной лавочке занесло её на юг, вроде бы к «жениху», с которым они тоже постоянно пьют и ругаются. «Жених» исчезает, потом Бибинур выгоняет пожалевший и приютивший на время непутёвую девушку вегетарианец за то, что она купила и сварила пельмени, и отправляется она «в участок», где рассказывает свою историю.

Нарочито увеличивающий актрису костюм подчёркивает всю нелепость Бибинур.
Нарочито увеличивающий актрису костюм подчёркивает всю нелепость Бибинур. Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

И вдруг оказывается, что был у нее муж, с которым они жили душа в душу, да отправился он в Москву и пропал. И куда-то исчезает бравада и нецензурщина из речи, и оказывается, что эта 30-летняя «бывалая» очень переживает из-за смерти матери и хочет домой. «Я Бибинур. Лучезарная. Мне 30 лет. И я очень хочу домой. Хоть куда-нибудь домой», - говорит в финале героиня Анны Котоминой, снимая с себя кошачье кигуруми, накладной живот, рваные лосины и носки, слово прощаясь с той жизнью. И на глаза зрителей невольно наворачиваются слёзы.

Актриса обнажается, снимая с себя всё лишнее
Актриса обнажается, снимая с себя всё лишнее, свою притворную "шкуру". Фото: Лицейский театр/ Алексей Пантелеев

В афише ЧАТа «Бибинур» заявлена как единственная комедия. Поначалу так оно и видится, но в конце понимаешь, что это тоже, как и «Сама. Коко Шанель», история женщины, которой многое пришлось пережить. И браво создателям ЧАТа (Лицейскому театру), формировавшим его программу – этот вечер получился смешным, трогательным, слёзным и невероятно добрым. 

Отдельные слова восхищения хочется адресовать обеим актрисам - Дарье и Анне, их настоящему актёрскому таланту.  Спасибо за то, что украсили омский фестиваль!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах